Цифра недели: $15


Минфин, как обычно, всех перехитрил. Он очень дешево купил возможность не снижать НДС с 2009 г. Цена вопроса, по расчету Минэкономразвития, – порядка 1% ВВП, или 4,5 трлн руб., будущего года (Минфин говорит о 2% ВВП). Решение отложить снижение НДС как минимум до 2010 г. досталось Минфину всего за 100 млрд руб. – 1–2% цены вопроса.

Удачность покупки объясняется ее адресностью. НДС собирается в экономике относительно равномерно. А подачка, о которой объявил Минфин, адресована нефтяникам: им придется уплачивать налог на добычу с цены нефти сверх $15/барр. (сейчас – сверх $9/барр.). Будут и еще уступки (ускоренная амортизация), но их оценить пока невозможно.

Временная неудача сторонников снижения НДС объясняется традиционным институциональным парадоксом. Выгоды от снижения налога распределены более-менее ровно, и никто не готов выходить за эту меру на смертный бой. А компенсировать бюджетные потери Минфин сразу же предложил адресной мерой – повышением НДПИ на газ. Естественно, лоббисты монополии, совет директоров которой возглавляется избранным президентом России, сделали все, чтобы этого не допустить (эта мера теперь тоже возможна не ранее чем с 2010 г.).

Нефтяники давно ждали своего подарка. Государство, готовясь к обузданию непокорных олигархов, несколько переборщило с налоговой нагрузкой. У отрасли, по оценке Александра Бурганского из «Ренессанс капитала», изымается порядка 90% прибыли (в том числе 65% – за счет пошлины, 22% – НДПИ и 3% – налога на прибыль). Из-за этого цена акций российских нефтекомпаний слабо коррелирует с ценой нефти, стагнируют инвестиции в добычу и переработку топлива.

Но жалоб нефтяников на жизнь чиновники не слышали, покуда экс-«Сибнефть» не досталась «Газпрому», а активы ЮКОСа – «Роснефти». Минфин знает, когда и кому надо помочь. Снижение налога увеличит прибыль нефтекомпаний в 2009 г. примерно на 10%, подсчитал Бурганский.

Однако, дав денег, Минфин по обыкновению не поправил сути дела. Средств для инвестиций в добычу у нефтяников все равно мало. А стимулов для вложений в нефтепереработку нет, пока экспортировать мазут выгоднее, чем светлые сорта бензина (причина – формула расчета экспортных пошлин на нефтепродукты).