Психфляция

Инфляция почти наполовину обусловлена психологией – инфляционными ожиданиями. В начале 2008 г. они усилились

Вклад инфляционных ожиданий в индекс потребительских цен в 2006 г. составил 4,4% (инфляция – 9%), в 2007 г. – 5,5% при инфляции в 11,9%, говорится в первом обзоре недавно созданного Центра макроэкономического анализа Сбербанка.

В январе – феврале 2008 г. влияние этого фактора снова возросло (после уменьшения в 2007 г.): в росте цен на 3,5% вклад ожиданий – почти половина, 1,7%.

Инфляция носит инерционный характер, рост цен в предыдущем периоде заставляет экономических агентов повышать цены в следующем периоде, объясняет главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. В среднем вклад психологии в последующий рост цен порядка 40% от предыдущего уровня, говорит ее соавтор, ведущий экономист ЦЭФИР Надежда Иванова. К примеру, если в январе инфляция была 1%, то в феврале при полном отсутствии других инфляционных факторов она составит 0,4% из-за инфляционных ожиданий. Это условный расчет: цены растут и из-за причин, не имеющих отношения к психологии.

На четверть, по расчетам Юдаевой и Ивановой, инфляция в 2007 г. вызвана ростом денежной массы. Сейчас усилилось влияние мировых сельхозцен – их вклад в инфляцию в январе – феврале оказался вдвое выше, чем за 2007 г.

Ожидания отражают доверие денежной политике, говорит Иванова: они снижаются, если власти демонстрируют способность бороться с инфляцией. В посткризисный период вклад ожиданий в инфляцию превышал половину, отмечает она. Влияние психологии ослабевает при снижении вклада других факторов, добавляет Юдаева. Сейчас из-за кризиса ликвидности уменьшился вклад денежной массы, так что общий темп инфляции может снизиться, не исключает Юдаева.