Звездные стройки

Центры известных мастеров культуры и имени известных мастеров культуры растут в Москве как грибы. Обычно в том же здании располагается гостиница или офис. Так ли выгодна культура девелоперу?

Деятели культуры давно научились привлекать инвесторов для строительства собственных театров, школ и центров. Одним из первых таких проектов стал Центр им. Мейерхольда (11 000 кв. м) на Новослободской, который помимо самого центра включил в себя офис и гостиницу. Этот проект осуществила компания Falcondale Development. Сначала инвестором был «Онэксим», затем «Интеррос» и «Открытые инвестиции», вспоминает гендиректор Falcondale Development Леонид Шаффер. Набив руку на этом проекте, Falcondale Development позже поучаствовала еще в нескольких – Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и здание Союза театральных деятелей на Страстном бульваре.

Сейчас таких проектов стало много. Журналист Владимир Познер привлек «Крост» для строительства собственной Школы телевизионного мастерства на Малой Дмитровке, «Открытые инвестиции» строят Центр искусств, культуры и досуга им. Аркадия Райкина, Midland Development – Театр Надежды Бабкиной, Horus Capital – Фабрику Станиславского.

Культурный участок

Чиновник правительства Москвы рассказал, что раньше было нормальной практикой, когда тот или иной деятель искусства добивался от столичного правительства выделения участка для строительства центра, школы, а затем искал инвестора.

К примеру, именно таким образом появился проект Центра им. Аркадия Райкина. «В 1996 г. мы создали Фонд поддержки и развития культуры им. Аркадия Райкина для поиска средств на развитие театра «Сатирикон», – вспоминает председатель совета фонда Анатолий Полянкин. «Между театром «Сатирикон» и кинотеатром «Гавана» был неухоженный земельный участок, который подходил для строительства здания фонда. Мы обратились с этой идеей к прежнему префекту Северо-Восточного округа Владимиру Систеру, и он нас поддержал. Тогда для оформления земельного участка конкурс не требовался. Позже проект центра был представлен мэру Москвы Юрию Лужкову, которому он тоже пришелся по душе, после чего было выпущено распоряжение о выделении участка. Мы провели у себя внутренний конкурс, в котором участвовали четыре компании. И выбрали в качестве инвестора «Открытые инвестиции».

Отсутствие необходимости поиска участка – фактически единственная выгода инвестора. В остальном все происходит исключительно на рыночных условиях, говорит генеральный директор концерна «Крост» Алексей Добашин. Впрочем, эта выгода не так уж и мала. По словам управляющего партнера компании «Новое качество» Михаила Геца, стоимость земельного участка в общем объеме инвестиций в центральной части города может составлять до 20%.

Директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев добавляет, что в зависимости от наличия документации на участок в центре столицы девелоперу он может обойтись в итоге в $40–60 млн за 1 га. А если уже есть проект, то в $2000–6000 за 1 кв. м площади объекта, добавляет он.

Сейчас практика раздачи участков прекращена, все участки выделяются на конкурсе, утверждает чиновник правительства Москвы.

Культурная доля

Но каждый столичный объект имеет долю города (30–50% площадей), которую инвестор передает по инвестконтракту московским властям. И понравившийся властям культурный деятель имеет шанс эту долю получить (сколько им достается – см. рисунок). Сегодня инициатива культурных проектов исходит от города или городских структур, передал через пресс-службу Валентин Виноградов, гендиректор Midland Development. К примеру, разместить Театр Надежды Бабкиной на площадях, причитающихся городу в многофункциональном центре Midland, компании предложили московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня» и Комплекс социальной сферы города Москвы.

«Никакой выгоды для девелопера в таких проектах нет. Для нас абсолютно все равно – отдавать долю городу деньгами или площадями», – считает гендиректор одной девелоперской компании. «Подключение к сетям и оформление документации происходит в обычном режиме», – настаивает Виноградов. Никаких преференций при строительстве Центра им. Аркадия Райкина мы не имеем, добавляет Ирина Малярова, директор департамента по связям с общественностью «Открытых инвестиций».

Единственная выгода для девелопера состоит в том, что культурные герои неплохо защищают от различных проблем с властями: одно дело предъявить претензии офисному комплексу, а другое – театру имени уважаемого человека, замечает Гец.

Сейчас нет необходимости втискивать в коммерческий проект культурную составляющую, уверен Шаффер из Falcondale. «Раньше у города не было средств на социальные проекты, а стоимость кредита доходила до 60% годовых. Сегодня правительство Москвы может самостоятельно строить театры, школы, центры на деньги, полученные в виде доли города в коммерческих проектах, либо за счет бюджета», – уверен он.