Машины вместо пива

В январе – марте этого года темпы роста петербургской промышленности обогнали российские за счет тяжелого машиностроения и автомобилестроения

В I квартале 2008 г. индекс промышленного производства в Петербурге составил 111,5%, говорится в отчете Петростата. Обрабатывающие производства увеличили выпуск продукции на 14%, добывающие – снизили на 31%. Производство электроэнергии, газа и воды увеличилось на 3,5%.

Самый значительный рост наблюдается в автомобилестроении – в 5,3 раза. Это связано с запуском в конце прошлого года завода Toyota мощностью 20 000 машин в год, говорит первый заместитель председателя комитета экономики, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Фивейский. До этого в Петербурге работало только небольшое сборочное производство General Motors. Кроме того, на промышленный рост в I квартале, по словам Фивейского, повлияли несколько крупных заказов, которые выполнили заводы концерна «Силовые машины». По данным Петростата, производство паровых турбин увеличилось в 2,2 раза, гидравлических – на 32%. Связаться с представителями «Силовых машин» вчера не удалось.

В 1,5 раза выросло производство трамвайных вагонов. Их в Петербурге выпускает только Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ), «дочка» завода «Вагонмаш». В прошлом году ПТМЗ получил заказ от Хабаровска, а также нарастил производство трамваев для Петербурга, говорит гендиректор «Вагонмаша» Андрей Кабанов.

Выпуск картона увеличился на 28%, сообщает Петростат. Статистика учитывает не только выпуск товарного картона, которого в городе нет, но и производство картонной тары, которое в Петербурге растет высокими темпами, считает попросивший об анонимности менеджер одной из фабрик, производящих упаковку. Возросшее на 35% производство пиломатериалов в городе исполнительный директор Конфедерации ЛПК Северо-Запада Денис Соколов объясняет увеличением потребности мебельной промышленности в заготовках.

А вот пищевая промышленность, которая обеспечивает около трети в городском производстве, разочаровала. Производство пива, согласно статистике, упало на 23%. «Мы не отмечаем снижения производства на своих заводах», – утверждает директор по связям с общественностью Heineken в России Анна Мелешина. Представитель «Балтики» отказался от комментариев.

Падение производства маргарина (на 80%) и майонеза (на 75%) зампредседателя КЭРППиТ Николай Архипов объясняет ростом мировых цен на сырье для этих продуктов. В их состав входят дорожающие растительные масла, объясняет чиновник. По его словам, отсутствие у местных производителей собственной сырьевой базы вместе с экспансией иностранных производителей приводят к вытеснению петербургской продукции с рынка.

Тяжелая промышленность – основа петербургской экономики и пока городская индустрия развивается за счет этой отрасли, считает аналитик инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. Благодаря высокой концентрации производств в городе петербургский ИПП обгоняет российский, который в I квартале 2008 г. составил 106,2%, говорит эксперт. По его словам, в ближайшие годы стоит ожидать ускорения роста петербургской промышленности за счет запуска новых проектов, которые находятся в стадии строительства. В первую очередь будет расти выпуск автомобилей, говорит он. Осенью этого года к заводу Toyota добавится General Motors мощностью 70 000 машин в год, а в следующем году производство на 50 000 машин в год откроет Nissan.