РЖД растит конкурентов

РЖД добивается роста тарифов на перевозки и благодаря этому растит частных конкурентов, которые увеличивают свой парк

С 1 июля тариф на грузоперевозки по железной дороге вырастет на 8%, сообщил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. За весь год тарифы вырастут на 16,3% вместо запланированных ранее 11%. В 2009 г. перевозки подорожают еще на 12,5–14%, в 2010 – на 9,7–13,7%, в 2011 г. – на 10–14%. Разброс вероятного роста тарифов объясняется инвестиционной составляющей – целевой частью тарифа, которая будет определена в зависимости от потребностей РЖД в инвестициях и позволит привлечь за три года 120 млрд руб.

Впрочем, добиваясь повышения тарифов, РЖД помогает частным перевозчикам. Их доход – вагонная составляющая в 15% от тарифа, которая увеличивается пропорционально его росту. Повышение тарифов поможет расширять свой вагонный парк, говорит гендиректор «Евросиба» (11 800 вагонов в управлении) Дмитрий Никитин. На дополнительные деньги его компания до 2010 г. хочет увеличить парк в управлении в три раза до 30 000 вагонов, часть из которых будут собственными (инвестиции – 6,5 млрд руб.). С ним соглашается замгендиректора по железнодорожным операциям Fesco Сергей Гущин. Его компания хочет купить в этом году 2000–2500 вагонов.

По данным A.T. Kearney (содержатся в меморандуме Globaltrans), РЖД пока контролирует большую часть парка, но доля частных перевозчиков быстро растет: с 26% в 2003 г. до 38% в 2007 г. (более 370 000 вагонов). Частники берут на себя самые высокодоходные грузы: они перевезли 67% нефти и нефтепродуктов, 46% железной руды, 43% лома, 36% ферросплавов, 22% угля, а остальное пришлось на РЖД.

Руководитель направления машиностроения и транспорта A.T. Kearney Евгений Богданов подсчитал, что в 2008–2012 гг. частные операторы купят более 280 000 вагонов. На это количество увеличится и общий вагонный парк, ведь РЖД будет только обновлять свой парк, а не пополнять.