Компромисс, но с выдумкой

Вопреки убеждению, что публика не интересуется современной хореографией, Никита Дмитриевский придумал проект, прошедший с аншлагом

В России новой хореографии нелегко. Театральные гранды ждут, что каждая премьера непременно должна быть шедевром, провинциалы делают ставку на названия, которые заглотнут импортные импресарио. Российская публика тоже, доказывают они в один голос, готова платить деньги только за вечные ценности.

В отличие от большинства коллег Никита Дмитриевский с этими установками не смирился, а взял продвижение хореографии в собственные руки. Открыв сезон небезынтересным «Золотом осени», на финал он созвал «Королей солнца».

Начинающий менеджер подает современное искусство в гламурной обертке. Претенциозное название рассчитано на публику, которую приучили доверять глянцевым журналам. И еще на балетоманов («король-солнце» Людовик XIV считается первым профессиональным артистом балета). Игра в символы потребовала иллюминации в саду «Эрмитаж» (концерт дали в «Новой опере»), музыкантов в фойе, наигрывавших нечто барочное, и французского коньяка для обладателей vip-билетов.

Сам концерт тоже выглядел компромиссом. В отличие от старичка Петипа, шедевры которого были рассчитаны на конкретную приму, сегодня хореограф сам становится звездой постановки, где главное – его авторский почерк. Спектакли сопротивляются изъятию ударных фрагментов, некоторые вовсе не поддаются разрубанию – это продемонстрировали многие номера «Королей солнца». Организатору пришлось пожертвовать чистотой жанра – не все можно было назвать современным.

Но все это стоило того, чтобы увидеть переполненный, несмотря на ломовые цены, зал. Тонкой вязи «Золушки» Ратманского, в бальном адажио которой эмоциональный взлет героев сопровождается обморочными низкими поддержками, стальной конструкции In the Middle Форсайта, балансирующему на грани высокой артистичности и сентиментальности номеру Ноймайера памяти Бежара и горячечной одухотворенности «Магриттомании» Посохова публика аплодировала не менее бурно, чем цирковым трюкам банальных гала-концертов. Как оказалось, деятели театрального менеджмента просто плохо представляют потребности публики. Показательно, что именно их в этом зале не было.