Ставки растут

Чтобы закрепиться на растущем российском рынке, глобальные автопроизводители готовы инвестировать в него все больше и больше

Вчера на закладке первого камня завода PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors партнеры объявили о новой сумме вложений: вместо 350 млн евро они потратят 470 млн евро.

Как рассказали производственный и технический директор группы PSA Ролан Варданега и президент MMC Осаму Масуко, инвестиции пойдут на строительство завода мощностью 160 000 автомобилей в год, который приступит к крупноузловой сборке автомобилей уже в 2010 г., к 2011 г. начнет производство полного цикла (со штамповкой, сваркой, сборкой и окраской), а в 2012 г. выйдет на проектную мощность. Цифра инвестиций – без учета вложений в коммуникации и выравнивание площадки.

Доли партнеров в совместном предприятии будут неравными: PSA получит 70%, Mitsubishi – 30%. Соответственно, большая часть выпускаемых автомобилей придется на бренды PSA. Варданега рассказал, что модельный ряд завода будет включать в себя автомобили класса C Peugeot и Citroen (110 000 в год) и кроссоверы Citroen, Peugeot и Mitsubishi (50 000).

По словам Масуко, объем инвестиций зависит в первую очередь от количества моделей, которые планируется на нем выпускать. Но 470 млн евро – это еще не все возможные затраты партнеров. Для строительства завода зарезервирована площадка в 150 га – это больше, чем нужно для производства 160 000 автомобилей. Проект предусматривает возможность расширения производства до 300 000 автомобилей в год. Для удвоения мощностей завода потребуются дополнительные инвестиции, говорит Масуко.

Французско-японский проект – один из самых дорогих автозаводов, которые планируют построить в России иностранные компании. (Volkswagen, завод которой находится также в Калужской области, заявлял о вложениях в размере 1 млрд евро, но это предельная сумма финансирования проекта, включающая в себя возможное строительство завода двигателей и инвестиции поставщиков, для которых на участке в 200 га отведено 50 га). Тем не менее федеральные чиновники в Калугу не добрались: в церемонии должна была участвовать министр экономического развития Эльвира Набиуллина, позже было объявлено, что вместо министра выступит ее зам Станислав Воскресенский, однако он на сцене также не появился. «Политическую составляющую» в Калуге обеспечивали губернатор области Анатолий Артамонов, послы Франции и Японии в России, а также заместитель директора департамента МИДа Дмитрий Лобанов, зачитавший обращение министра Сергея Лаврова.

Ни названий конкретных моделей, ни их числа партнеры пока не называют и не посвящают в подробности даже дилеров – до того, как завод в Калуге начнет выпускать автомобили, пройдет еще пара лет, и ситуация на быстро растущем рынке может измениться.

«Информации по моделям нет, этот вопрос очень важный и деликатный, – объяснил «Ведомостям» председатель наблюдательного совета PSA Тьерри Пежо, – ведь наш главный европейский конкурент имеет завод в нескольких километрах отсюда».

На площадке перед входом во временный павильон на месте будущего завода стояли Citroen C4, Peugeot 308, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander. Эти модели или их обновленные версии и будет выпускать завод, предполагает управляющий директор розничного направления группы компаний «Рольф» Вардан Даштоян. Больше определенности в линейке кроссоверов: несколько дилеров слышали, что около 30 000 придется на более дешевый и популярный Mitsubishi Outlander и 20 000 – на Peugeot 4007 или C-Crosser.

«У нас есть определенные совпадения по модельному ряду с PSA и Mitsubishi, – говорит представитель Volkswagen, – и в этом нет ничего удивительного: Volkswagen рассматривала российский рынок как стратегический, и поэтому ее модельный ряд в России включает в себя автомобили 4–5 классов».

Все журналисты, прибывшие на церемонию, интересовались, будет ли Mitsubishi собирать в России свой бестселлер – Lancer, но руководители MMC и PSA уходили от ответа. Для Mitsubishi строительство собственного завода в России – слишком дорогой проект, считает Евгений Богданов, руководитель автомобильной практики A.T. Kearney. КАЛУГА