Новинки книжных развалов


История доверия в недоверительные времена. Современная российская благотворительность

Ольга Алексеева

М.: ЭКСМО, 2008. 240 с.

Серебряный век русской поэзии подарил миру много знаковых имен. Серебряный век российской благотворительности – а именно ему посвящена книга Ольги Алексеевой – тоже богат на имена и события, и всех, кто прочтет эту замечательную книгу, ждет живое повествование «о благотворителях, или, как их теперь принято называть, – донорах – о благотворительных организациях, о фондах и грантах».

Автор напоминает, как на фоне советской обыденности «помимо общего равенства в бедности существовали и «карманы» абсолютной беды: детские дома, дома инвалидов и престарелых, бездомные, семьи алкоголиков, семьи уборщиц, больничных нянечек, неприбыльных совхозов». И только 20 лет назад, после короткого романтического периода 1987 г. (именно в этот год произошел внезапный прорыв в области благотворительности. – А. К.), когда жители страны были готовы помогать другим, по версии Алексеевой, «началось другое время – время помогать себе».

Автор напоминает, что тогда «не было взяток – мы их не давали, мы умудрялись решать вопросы и без них, не было рэкета – он нами не интересовался. Не было серых прибыльных схем, бандитских разборок, убийств». В конечном итоге «те общественные организации, что научили своих членов помогать себе, а не только выпрашивать подачки у власти и бизнеса, оказались самыми успешными, эффективными и живучими. А ассоциации просителей рождались и умирали пачками».

В начале века нынешнего к широкомасштабной благотворительности подключился бизнес. «Вместо раздачи подарков к празднику, вместо строительства никому не нужных ледовых дворцов, – отмечает Алексеева, – компании начали вкладываться в решение проблем». Автор называет застрельщика – компанию ЮКОС, где впервые были разработаны и реализованы «целевые программы, направленные на решение комплексных проблем в регионах присутствия». Следуя этим путем, бизнес помогает обществу преодолеть социальную апатию и выздоравливать.

Но общество и само – в книге есть тому примеры – может успешно и без государства решать свои проблемы. Оказывается, одна из лучших кампаний по сбору средств, ежегодно приносящая миллионы фунтов, – День красных носов в Великобритании: «день, когда миллионы людей надевают красные поролоновые носы, а иногда и клоунские костюмы, а в пабах, клубах и на ТВ вечер бесконечного хохота, шуток, сатиры, валяний дурака».

Уверен, средства от схожего дня в России – ведь валять дурака мы умеем не хуже британцев – пошли бы на многие добрые дела, в том числе на святое дело – ежегодные подвиги поисковиков, тех людей, что бескорыстно и бесплатно «ищут, идентифицируют и хоронят с почестью наших солдат Великой Отечественной».