Бенефициары, раскройтесь

Федеральная антимонопольная служба попросила «Норильский никель», его крупнейших акционеров и «Металлоинвест» раскрыть своих бенефициаров и размер их долей в «Норникеле»

ФАС разослала запросы в «Норникель», UC Rusal, «Интеррос» и «Металлоинвест», рассказал «Ведомостям» источник в одной из этих компаний. Начальник управления ФАС Алексей Ульянов подтвердил эту информацию. Службу интересует, кто является бенефициаром этих компаний, а также какими пакетами акций «Норникеля» владеют они или их акционеры, свидетельствуют копии запросов (есть у «Ведомостей»). ФАС хочет получить и копию меморандума о сотрудничестве по созданию горно-металлургического холдинга на базе «Норникеля» и «Металлоинвеста». Его Gallagher Holding (компания совладельца «Металлоинвеста» Алишера Усманова) и «Интеррос» подписали в мае. В соответствии с документом Gallagher может приобрести до 10% акций «Норникеля», а «Интеррос» – до 25% акций «Металлоинвеста». ФАС просит предоставить информацию о совершении этих сделок, если они были. Срок предоставления информации – до 23 июня.

«Норильский никель»

Крупнейший в мире производитель никеля. Выручка – $17,1 млрд (2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $5,28 млрд. Владельцы – UC Rusal (25%), президент «Интерроса» Владимир Потанин (30%). Капитализация – $51,8 млрд.

Вокруг «Норникеля» сейчас идет борьба двух групп акционеров. UC Rusal, купившая весной 25% акций «Норникеля» у Михаила Прохорова, хочет объединить две компании. «Интеррос» Владимира Потанина (владеет около 30%) хочет слияния «Норникеля» с «Металлоинвестом», но не прочь добавить к альянсу и UC Rusal. Усманов же уже скупил на рынке 2–5% акций «Норникеля», говорят инвестбанкиры, знакомые с предпринимателем.

Это нормальная конкуренция, отмечает Ульянов. «Но недопустимо, чтобы в пылу борьбы какой-нибудь из участников забыл согласовать покупку своими аффилированными структурами блокирующего, не говоря уже – контрольного пакета [«Норникеля»]», – тревожится Ульянов. Скупить 25% акций «Норникеля» по-тихому невозможно, иронизирует аналитик «Траста» Александр Якубов. К тому же такая сделка обошлась бы примерно в $13 млрд.

«Мы бы хотели понимать, что происходит, не противоречат ли договоренности [Усманова и «Интерроса»] закону о конкуренции, не содержит ли их соглашение признаков картельного сговора», – отмечает Ульянов.

ФАС имеет право в любой момент запрашивать информацию о бенефициарах компании, отмечает партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Но если ответа не будет, максимум, что грозит провинившемуся, – штраф в 100 000 руб., отмечает сотрудник ФАС. Но представители UC Rusal, «Металлоинвеста» и «Интерроса» заверили «Ведомости», что готовят документы для ФАС. UC Rusal и ее акционеры не владеют другими акциями «Норникеля», кроме выкупленных у Прохорова, добавила представитель компании Вера Курочкина. У «Металлоинвеста» вообще нет акций «Норникеля», говорит ее представитель. Есть ли они у Усманова, он сказать отказался. С Усмановым вчера связаться не удалось.