Нашел Америку

«Яндекс» открыл офис в США. Руководить им будет бывший топ-менеджер Yahoo!, второго по размеру доходов интернет-поисковика в мире
Д. Гришкин

С учетом организационных затрат годовое содержание калифорнийской «дочки» может обойтись «Яндексу» примерно в $30 млн в год, оценивает аналитик «Финама» Леонид Делицын. Открытие офиса в Кремниевой долине – элемент подготовки к IPO, уверен он: американским инвесторам это понравится.

«Яндекс»

интернет-компания. Крупнейшая поисковая сеть в России. Основана в 2000 г. Владеет интернет-порталом Yandex.ru, ежедневная аудитория которого составляет более 5 млн. владельцы: более 30% – у фондов ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners, 15% – у фонда Tiger Technologies, около 30% – у основателей компании и 20% – у менеджеров (данные компании). Выручка – $167 млн (2007 г., US GAAP).

«Яндекс» открыл в Калифорнии подразделение Yandex Laboratories, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Аркадий Волож. Возглавит это подразделение недавно уволившийся из Yahoo! Виш Махиджани, руководивший в американской компании департаментом поисковых технологий. До этого Махиджани занимал аналогичную должность в компании Inktomi, разработавшей одноименную поисковую систему. Технологию поиска Inktomi использовала Microsoft на сайте msn.com. В 2002 г. Inktomi была куплена Yahoo! за $235 млн, а Махиджани сменил работодателя. По словам Воложа, Махиджани – высококлассный специалист по поисковым технологиям. Связаться с Махиджани не удалось.

Каким образом «Яндексу» удалось переманить топ-менеджера Yahoo!, Волож не рассказывает. Нынешний гендиректор Rambler Марк Опзумер, в 2001–2003 гг. тоже работавший в Yahoo!, получил в 2007 г. $1,097 млн без учета бонусов согласно годовому отчету Rambler. Источник в зарубежной хедхантинговой компании оценивает зарплату Махиджани в $2,5 млн в год. Кроме того, Махиджани получит опцион, уверен он. «Яндекс» рассматривает возможность IPO в конце 2008 г. и, если оно пройдет успешно, годовое вознаграждение Махиджани может вырасти в три-четыре раза, полагает хедхантер.

Представительство в Калифорнии сначала будет небольшим – 10–12 человек до конца 2008 г. «Яндекс» становится компанией международного уровня и ему необходимо поддерживать контакты с другими крупными игроками, а это проще сделать, находясь в США, объясняет Волож. Наличие офиса в США сделает компанию более узнаваемой накануне IPO, указывает источник, близкий к акционерам «Яндекса».

К IPO на NASDAQ готовится и конкурент «Яндекса» – Mail.ru, ведущая, по сведениям источников в двух интернет-компаниях, переговоры с Goldman Sachs. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин планы IPO не комментирует. По его мнению, открытие офиса в США крайне затратно.