Ищите свои пути

К быстрому росту экономики ведут заимствование технологий, умеренный протекционизм и инвестиции в инфраструктуру

Комиссия по развитию и росту, созданная Всемирным банком и профинансированная правительствами Британии, Швеции, Австралии, Нидерландов и фондом Хьюлеттов, проанализировала причины успеха стран, экономика которых в 1950–2005 гг. росла минимум на 7% в год в течение 25 лет. Этот темп позволяет почти удваивать ВВП за 10 лет. Возглавил комиссию нобелевский лауреат по экономике Майкл Спенс, участвовал еще один – Роберт Солоу.

Таких стран оказалось всего 13: Ботсвана, Бразилия, Гонконг, Индонезия, Китай, Малайзия, Мальта, Оман, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Южная Корея и Япония. Подушевой ВВП Японии за 1950–1983 гг. вырос с $3500 до $39 600 (цифры здесь и далее – в постоянных ценах), а Ботсваны – с $210 до $3800.

Исследователи выявили пять условий успеха. Все 13 стран действовали вопреки традиционным рекомендациям: госинвестиции в инфраструктуру были велики, правительства не всегда поддерживали свободный рынок, создавая барьеры для импорта и поддерживая экспорт. В основе роста – быстрый импорт технологий (без затрат на их изобретение), рост экспорта промышленной продукции (экспорт четырех азиатских «тигров» с 1962 по 2004 г. возрос с $4,6 млрд до $715 млрд) и макроэкономическая стабильность.

Некоторым странам удавалось поддерживать рост даже при двузначной инфляции. Не вредит росту отсутствие демократии (если партия одна, споры разворачиваются внутри нее). Потребность в демократии возникает при достижении определенного уровня экономического развития, замечает Александр Морозов из HSBC Bank.

Желающим повторить успех комиссия Спенса дала «полезные советы». Целевые программы правительства должны быть временными, субсидии – поддерживать экспорт в целом, без отраслевой привязки. Надо много сберегать и инвестировать – около 25% ВВП, в том числе в инфраструктуру – 5–7% ВВП, в образование и здравоохранение – 7–8% ВВП. Для поддержки экспорта можно занижать курс валюты, но не слишком сильно, что предотвратит и приток спекулятивного капитала.

Полная открытость экономики к торговле и движению капитала полезна, лишь когда сформируется ее структура, созреет финансовый рынок. До этого правительствам лучше накапливать резервы.

«Плохие идеи» для роста – наращивание госдолга, борьба с безработицей за счет раздувания бюрократического аппарата, снижение дефицита бюджета за счет расходов на инфраструктуру. Вредно защищать от мировой конкуренции отдельные отрасли без четкого плана прекращения поддержки. Мешают контроль над ценами, недостаточное инвестирование в городскую инфраструктуру.

Есть и истории неуспеха. В Индонезии почти 49% населения живет на $2 в день, 18% – за чертой бедности. Та же Ботсвана жестоко страдает от СПИДа: продолжительность жизни за 1990–2005 гг. упала с 64 лет до 34. Страны с высоким социальным неравенством не могут постоянно поддерживать высокие темпы роста, отмечает Катрин Хиггинс из Института зарубежного развития.

Доклад комиссии Спенса станет переломным моментом для политики развивающихся стран, уверен Дэни Родрик, один из ведущих в мире специалистов по развитию (Гарвардский университет): он призывает страны к поиску собственного пути, а до сих пор им чаще предлагали универсальный набор мер, больше подходящий для развитых экономик.