Цифрой к клиенту

«Ведомости» проверили, как ведущие розничные банки выполняют требование ЦБ о раскрытии полной стоимости кредитов

Банк Москвы, МДМ-банк, Росбанк и «ВТБ 24» рекомендацию ЦБ проигнорировали. В «ВТБ 24» в ответ на просьбу ознакомить с памяткой для заемщиков консультант принес брошюру в помощь держателю кредитной карты. О других памятках он не слышал.

В отделении Альфа-банка памятка ЦБ была вывешена на многостраничном стенде. Чтобы обнаружить ее, пришлось потратить немало времени: сначала найти нужный стенд, а потом пролистать увесистую брошюру, куда были подшиты те самые две странички. Также дело обстояло и в Сбербанке. В «Русском стандарте», Промсвязьбанке и Райффайзенбанке памятка ЦБ размещена на стойках рядом с консультантами.

С момента вступления в силу требования ЦБ о раскрытии банками полной стоимости кредитов для граждан прошло две недели. Регулятор обязал их не просто указывать эффективную ставку, но и учитывать при ее расчете платежи заемщика в пользу третьих лиц, если они предусмотрены кредитным договором. Доводить эти сведения, а также сообщать заемщику о полной стоимости кредита и всех платежах банку, не определенных договором, банк должен до его заключения.

Кроме того, регулятор составил памятку для заемщиков, которую рекомендовал банкам довести до их сведения.

«Памятка ЦБ есть на сайте «ВТБ 24» (ссылка внизу), и поскольку наши клиенты – люди грамотные и пользуются интернетом, то всю информацию они обычно находят там, – ответил «Ведомостям» представитель банка. – Памятка в электронном виде была разослана во все отделения банка с рекомендацией распечатать и разместить ее на информационных досках».

«Мы дали указание своим подразделениям размещать памятку заемщика, выпущенную ЦБ», – недоумевает начальник управления розничного кредитования Банка Москвы Наталья Рябкина. В отделениях МДМ-банка памятка размещается в клиентских залах в конструкциях для информационных материалов, а также предоставляется для ознакомления клиентам, оформляющим потребкредиты, уверяет начальник управления маркетинга розничного бизнеса Анатолий Крайников. Росбанк размещает памятку заемщика в своих допофисах, сообщила пресс-служба банка.

Менеджеры банков стараются не отказывать клиентам, но и информировать их также не спешат. Сотрудник Росбанка пообещал корреспонденту «Ведомостей», обратившемуся за кредитом, все документы, включая памятку, предоставить перед подписанием договора. «Полную стоимость кредита мы также сообщаем перед подписанием, но для вас, – подмигнул он, – я ее посчитаю». Полная стоимость нецелевого кредита с годовой ставкой 22% и комиссией за выдачу кредита получилась 24%.

Раскрывать эффективную ставку банки, как правило, стремятся в последний момент, хотя уверяют, что упростили тарифы: в годовую ставку перекочевали комиссии за ведение счета и выдачу кредита. «Комиссий в тарифах не предусмотрено, поэтому в полную стоимость кредита входят годовая ставка и комиссия за выдачу кредита», – заверил улыбчивый консультант Альфа-банка.

Зато рассчитать ежемесячные платежи ни одному из представителей банков труда не составило. Хотя лоббисты уверяли ЦБ в обратном. Ассоциация российских банков просила отсрочить на два месяца наказание за невыполнение требований по раскрытию полной стоимости кредитов, ссылаясь на необходимость перестройки и отладки IT-систем крупных банков.