Смена курса

С новым руководством «Транснефть» поменяла и план по инвестициям. На этот год он увеличен почти вдвое – до $8,8 млрд. Это сравнимо с годовой выручкой монополии
Тихоокеанская труба требует больше денег/ Д. Гришкин

В прошлом году «Транснефть» не выполнила собственный план по инвестициям. Прошлым летом она указывала, что потратит 206 млрд руб.: 147 млрд руб. – на главный проект, трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), остальное – на ремонт и модернизацию. Получилось меньше – 189 млрд руб., гласит меморандум «Транснефти» к готовящемуся выпуску еврооблигаций на $1 млрд. Главная причина – годовая задержка с вводом в строй первой очереди ВСТО со сметой в $11 млрд. Ее планировалось запустить в конце 2008 г., новый срок – конец 2009 г.

«Транснефть»

трубопроводная монополия. Активы – 47 455 км нефтепроводов и 19 476 км нефтепродуктопроводов. Выручка – 221,942 млрд руб. (2007 г., МСФО). Чистая прибыль – 64,674 млрд руб. Акционеры – государство (78,1%, 100% голосов), остальное (100% привилегированных акций) – на биржах. Капитализация привилегированных акций – $2 млрд.

ВСТО

строящийся нефтепровод из Иркутской области к Тихому Океану. Первая очередь – труба на 2694 км до Амурской области (мощность 30 млн т) с ответвлением на Китай и морской терминал Козьмино. Вторая очередь – 2000 км до побережья с расширением мощности до 80 млн т.

БТС-2

проектируемый нефтепровод из Брянской области к порту Усть-Луга. Трасса – 1016 км. Проектная мощность – 50 млн т.

Осенью «Транснефть» возглавил Николай Токарев. С новым руководителем у компании обновился план по инвестициям на этот год – 205,6 млрд руб. (без учета проектов главной «дочки» – «Транснефтепродукта»). Это почти вдвое больше бюджета, который «Транснефть» раскрывала в прошлом году – 113,3 млрд руб. (данные из меморандума к выпуску еврооблигаций в июне 2007 г.). Оценка инвестиций на 2009 г. еще больше – 265,7 млрд руб. Это уровень годовой выручки «Транснефти». Правда, в бюджете заложена лишь часть инвестиций. Остальное – оценочные данные (см. таблицу).

Главные проекты, оценка которых появилась в новом плане «Транснефти», – вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), расходы на которую оказались на 20% выше предварительных данных. Увеличен и план по расходам на модернизацию и ремонт сети в 2008 г. – с 58,9 млрд до 65,8 млрд руб. Повысились также оценка расходов на морской терминал Козьмино, куда будет доставляться нефть по ВСТО, и план по расходам на вторую очередь ВСТО на 2008–2010 гг. Правда, ее общая смета до сих пор не ясна, как и сроки строительства, указывает «Транснефть» в меморандуме. Как сделан расчет на три года, вице-президент «Транснефти» Михаил Барков комментировать не стал (как и инвестпрограмму в целом).

Программа «Транснефти» агрессивна, но выполнима, считает аналитик UniCredit Aton Павел Сорокин. В 2008 г. выручка компании должна подрасти примерно на 10% до 244 млрд руб., прогнозирует он (при средней индексации тарифов на 19%). Свободный денежный поток составит около 140 млрд руб. Еще около 60 млрд руб. «Транснефти» придется занять (ее долг на конец 2007 г. – 162,6 млрд руб.), добавляет Сорокин. Либо попросить о дополнительном росте тарифов, на что чиновники, правда, вряд ли пойдут, рассуждает он.

Миноритарии и кредиторы «Транснефти» сейчас вряд ли оценят такие аппетиты монополии: очевидно, что с такими расходами дивиденды серьезно не вырастут, отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов. За 2007 г. «Транснефть» готовится выплатить 402 млн руб. владельцам привилегированных акций (на 15% больше, чем в 2006 г., но лишь 0,6% консолидированной прибыли).

Вчера привилегированные акции «Транснефти» выросли в РТС на 2,36%, индекс – на 2,78%.