Вектор


Ревизор найдется на каждого

Весной премьер Владимир Путин заинтересовался ценами на сталь. Причина – нефтяники пожаловались на рост стоимости труб. Чиновники хотели было ввести экспортные пошлины на стальную продукцию, лом и уголь. Но тут у самих металлургов созрело предложение – перевести всю производственную цепочку на длинные контракты. Сказано – сделано. В июле Трубная металлургическая компания сообщила о подписании длинных контактов на поставку стали с «Евразом» и ММК. Вчера о подписании длинных контрактов с Объединенной металлургической компанией (второй производитель труб) на 2008–2009 гг. сообщила «Северсталь». Одновременно она договорилась еще и с «АвтоВАЗом» и ГАЗом.

Минэнерго назначено надзирающим органом за недавно учрежденным НП «Совет рынка», в компетенцию которого входит контроль за функционированием энергорынков. Ведомство будет обладать правом вето в отношении решений «Совета рынка», а также вносить изменения в повестки заседаний органов управления НП. Соответствующее постановление правительства России «Ведомости» обнаружили в справочной правовой системы «Консультантплюс». Право вето предоставляется федеральному органу исполнительной власти, говорится в федеральном законе «Об электроэнергетике». С сентября 2003 г. им обладала ФАС. «Совет рынка» взял на себя часть функций энергобиржи АТС и часть – РАО ЕЭС (его центра по управлению реформой). Для двух этих регуляторов решили выбрать разных контролеров: ФАС, как и прежде, будет отвечать за решения АТС, Минэнерго – «Совета рынка», поясняет замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, вариант с тем, чтобы ФАС получила контроль над обеими структурами, обсуждался, но принятую схему «сочли наиболее приемлемой». Логично, что правительство пытается сконцентрировать все функции по контролю за электроэнергетикой в одном органе – Минэнерго, считает один из экс-членов правления РАО «ЕЭС России». На независимости НП это никак не отразится, считает он, так как 50% голосов в наблюдательном совете партнерства и сейчас находится у государства.

Интернет в небесах

Пассажиры самолетов смогут во время полета выходить в интернет со своих ноутбуков, смартфонов и карманных компьютеров. Услугу беспроводного доступа в интернет по технологии WiFi в следующем году начнет оказывать авиакомпания Delta – третий по величине авиаперевозчик в США. Правда, широкополосный доступ будет возможен лишь на внутренних рейсах. Оператор Aircell пообещал к лету 2009 г. установить необходимое оборудование более чем в 330 самолетах Delta. Хотя услуга еще не запущена, тарифы уже известны. На рейсах продолжительностью до трех часов доступ в сеть обойдется в $9,95, а на более длительных рейсах – в $12,95. Российским пассажирам воспользоваться скоростным интернетом на борту пока не удастся – не позволяют правила авиаперевозок, рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Оказывать эту услугу может только владелец самолета, но у него нет соответствующей лицензии. И наоборот, оператор, чтобы начать «осуществлять излучение» в самолете, должен быть его владельцем.

Урок усвоен

Длинные контракты – нормальная практика иностранных металлургических компаний. Так что в их введении ничего страшного нет. В России эта система со временем также прижилась бы и самостоятельно. Но, как это часто бывает, процесс ускорил административный ресурс. Ведь никто из металлургов и сырьевиков не хочет повторить судьбу «Мечела», которого дважды публично раскритиковал Путин, обрушив капитализацию компании. Говорят, что все началось именно с того, что «Мечел» был неуступчив в переговорах по заключению длинного контракта на поставку угля НЛМК. В итоге же история закончилась претензиями в уходе от налогов.

«Схемотехники» вечны

Росстрахнадзор изучит деятельность компаний «Чулпан-жизнь», «Финстрах» и «Дисконт», вошедших по итогам первого полугодия в число лидеров по страхованию жизни (см. статью на стр. Б3), заявил вчера глава ведомства Илья Ломакин-Румянцев. На их долю пришлось почти 10% от всего рынка (8,7 млрд руб.), а уровень выплат несравним с традиционными для классических страховщиков жизни коэффициентами: у «Чулпан-жизни» он около 30%, а у «Дисконта» и «Финстраха» и вовсе превышает 100%, т. е. сумму собранных премий. Такой уровень выплат в классическом страховании жизни оправдан лет, наверное, через 15, грустно прокомментировал появление новых имен в списке лидеров Ломакин-Румянцев. Никаких санкций к троице пока не предъявлено, заметил чиновник.

До второго пришествия Ломакина-Румянцева в Росстрахнадзор в 2004 г. каждые полгода на страховом небосклоне зажигались все новые «звезды-схемотехники». Борьба чиновников со Столичным страховым обществом (ССО), лидером страхования жизни, завершилась мировой, когда ССО отказалось от спорных операций, сказал вчера Ломакин-Румянцев. Но, видимо, «схемотехники», как и банки, предлагающие клиентам услуги по обналичиванию средств, будут жить, пока в этих услугах есть нужда. Растет лишь стоимость услуг.