Госзаправка

«Транснефтепродукт» (ТНП) задумал стать ведущим авиазаправщиком в Москве и обещает обуздать рост цен на керосин

ОАО «Транснефтепродукт»

трубопроводная компания. Протяженность нефтепродуктопроводов – 20 100 км. Объем транспортировки – 26,5 млн т, в том числе 10,7 млн т на внутренний рынок и 15,8 млн т на экспорт (2007 г.). ВЫРУЧКА – 15,75 млрд руб. (2007 г., МСФО). ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 4,8 млрд руб. АКЦИОНЕР – «Транснефть» (100%).

ТНП подготовил предложения о создании топливно-заправочного комплекса (ТЗК) аэропортов московского авиаузла, рассказал президент компании Сергей Маслов. «К нашему трубопроводу подсоединены все московские аэропорты, однако многие из них получают авиакеросин по железной дороге», – сетует Маслов (цитата по «Интерфаксу»). Он предлагает создать ТЗК на базе «дочки» ТНП – «Мостранснефтепродукта». Он по замыслу Маслова будет закупать топливо у нефтяных компаний без посредников, поэтому керосин подешевеет.ТНП готов приступить к реализации проекта после распоряжения правительства, говорит Маслов. Аналогичные проекты компания может реализовать в Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске. Представитель ТНП Тимур Харимов уточнил, что разработка проекта еще не завершена и на рассмотрение чиновникам он не выносился.

«В Московском регионе мы продаем керосин оптом, и появление нового покупателя для нас значения не имеет», – говорит представитель «Лукойла». Руководитель торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский инициативу Маслова называет «странной»: «Ценообразование на рынке свободное – уберите посредников – ту же маржу заберет единственный продавец». Прокачка топлива по трубе и его продажа – разные бизнесы и вряд ли стоит их совмещать, согласен директор по развитию исследовательского центра «Кортес» Павел Строков. По его мнению, ТНП получит преимущество перед другими участниками рынка – например, может отказать в прокачке производителю керосина, если он не продаст топливо по названной цене.

Инициатива ТНП может фактически привести к огосударствлению рынка авиатоплива, возмущается аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков: «Вместо того чтобы попытаться наладить цивилизованный рыночный механизм торговли топливом, предлагается полностью вытеснить частные компании с этого рынка и поручить торговлю госкомпании». Представитель ФАС от комментариев отказался.