Вектор


Правительство готовит проект директивы о замене гендиректора крупнейшего российского холдинга фиксированной связи «Связьинвест», рассказали источники, близкие к компаниям «Связьинвеста» и его акционерам. Кто сменит Александра Киселева, еще не решено, но в неофициальном порядке сделано уже минимум два предложения, оба – менеджерам АФК «Система» (владеет 25,1% «Связьинвеста»). Киселева трудно было назвать эффективным менеджером даже с поправкой на то, что медленный рост выручки «Связьинвеста» (12% в 2007 г. против 25,8% в среднем по отрасли) – следствие скорее тарифной политики государства, чем неповоротливости руководства холдинга. Но меняют Киселева, вероятнее всего, по причинам не экономическим, а политическим. Во-первых, Киселев – протеже бывшего министра связи Леонида Реймана. А «Связьинвест» – актив стратегический, его «дочки» доминируют на рынке фиксированной связи, и новому министру Игорю Щеголеву наверняка хотелось бы видеть во главе холдинга своего человека. Тем более что при Реймане «Связьинвест» поучаствовал в целом ряде сомнительных мероприятий (закупка систем Oracle за баснословные $405 млн, распродажа сотового бизнеса и т. п.). Вторая причина – несомненное желание миноритариев «Связьинвеста» и некоторых его «дочек» поучаствовать в управлении холдингом. Недаром первые кандидаты – от «Системы».

Вперед на восток

«Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто») рассматривает возможность создания автомобильного производства на Дальнем Востоке. Речь может пойти о полноценной сборке Ssang Yong и Isuzu, оно должно будет покрывать потребности Хабаровского и Приморского края и Восточной Сибири. На японские и корейские внедорожники и грузовики на Дальнем Востоке есть хороший спрос, уверен представитель «Соллерс». Но окончательное решение не принято, добавляет он. Покорить Дальний Восток думал и «АвтоВАЗ»: в прошлом году он подписал протокол о намерениях с администрацией Амурской области об организации производства на ее территории. Интерес автоконцернов к региону логичен. «Соллерс» глупо везти машинокомплекты из Кореи и Японии в Татарстан (там расположено сборочное производство компании), чтобы затем транспортировать машины в обратном направлении. Тем более что благосостояние граждан, считающееся одной из основных причин роста российского автомобильного рынка, увеличивается и в этом регионе. С его ростом должен снизиться спрос на подержанные японские машины. Так что, пока этот рынок окончательно не заняли китайцы, российским производителям, тем более «АвтоВАЗу», неплохо было бы там закрепиться. Дальний Восток интересен и международным автоконцернам. Правда, пока они открывают здесь лишь дилерские центры.

По политическим соображениям

Погоня за госбанками

Пока венгерский OTP Bank стремится развиваться в России, в том числе и за счет приобретений местных банков, акции самого OTP интересуют семью Мегдета Рахимкулова – бывшего партнера «Газпрома» в Венгрии. Семья Рахимкуловых не только владеет около 10% акций группы, но и желает увеличить долю, рассказал руководитель департамента по связям с инвесторами OTP Group Шандо Патаки. Рахимкулов обращался в государственную финансовую инспекцию Венгрии с вопросом о возможности увеличения своей доли в группе свыше 10%, однако пока положительного ответа не получил, цитирует Патаки «Прайм-ТАСС».

Президент и владелец 3% акций банка (третий по величине акционер) Шандор Чани называет Рахимкулова хорошим и надежным инвестором, вкладывающим деньги на длительный срок. «У него поразительное чутье, однако склонность к рискам иногда пугает», – вспоминает другой финансист, обсуждавший совместные проекты с Рахимкуловым. Однако ранее представители OTP заявляли, что рост бизнеса в России может стать одним из основных факторов для роста всей группы. В таком случае Рахимкулов снова ставит на Россию, хотя инвестирует за рубежом.

Неинтересный иск

Арбитражный суд Москвы вчера рассмотрел по существу иск Номос-банка к «Арбат энд Ко», управляющей сетью магазинов «Арбат престиж». Банк требовал взыскать с ритейлера задолженность в $27,5 млн. В 2005 г. Номос-банк открыл «Арбат престижу» кредитную линию с лимитом в $50 млн до 2010 г. Представителей «Арбат престижа» на суде не было, сказал руководитель юридической службы ритейлера Алексей Швецов. Директор по связям с общественностью Номос-банка Валерий Зинченко сообщил, что суд принял решение в пользу банка. Равнодушие «Арбат престижа» может говорить о том, что представители компании знали, чем закончится рассмотрение. Факт просрочек по банковским кредитам еще в конце осени признавали несколько источников в компании. К тому же иски против «Арбат престижа» после задержания владельца компании Владимира Некрасова стали обычным делом: на сайте Арбитражного суда Москвы есть информация почти о двух десятках подобных дел.