В образе врага

Войну в Грузии развязали американские республиканцы – с предвыборными целями, уверен Владимир Путин

В интервью каналу CNN председатель правительства России напомнил, что первым сообщил о войне Грузии с Южной Осетией президенту США Джорджу Бушу во время Олимпиады в Пекине. По его словам, Буш ответил, что войны никто не хочет. «Мы надеялись, что администрация США вмешается в этот конфликт и остановит агрессивные действия грузинского руководства, но ничего подобного не произошло», – удивляется Путин. Американская сторона вооружила и обучила грузинскую армию, констатирует Путин и задает риторический вопрос: «Зачем долгие годы вести тяжелые переговоры и искать сложные компромиссные решения в межэтнических конфликтах? Легче вооружить одну из сторон и толкнуть ее на убийство другой стороны – и дело сделано».

Затем Путин перешел к прямым обвинениям: «Есть серьезные основания полагать, что прямо в зоне боевых действий находились граждане США». По его мнению, они могли там находиться только по прямому указанию руководства, а это означает использование «административного ресурса во внутриполитической борьбе, причем в самом плохом – в кровавом его издании». Путин подозревает, что «кто-то в США специально создал этот конфликт с целью обострить ситуацию и создать преимущество в конкурентной борьбе для одного из кандидатов», и добавляет: «Административный ресурс может использовать только партия власти».

После конфликта вырос рейтинг кандидата от правящей республиканской партии Джона Маккейна: он известен в США как эксперт по внешней политике, неоднократно посещал Грузию, а после начала военной операции первым выразил поддержку грузинскому руководству.

Путин перечислил неудачи режима Буша: нет перемирия на Ближнем Востоке, не становится лучше в Афганистане и Ираке, у самих США проблемы в экономике и с финансами, ипотечный кризис. В таких случаях «нужна маленькая победоносная война». «А если не получилось, то можно переложить на нас вину, сделать из нас образ врага и на фоне такого ура-патриотизма опять сплотить страну вокруг определенных политических сил», – объясняет он истинные мотивы военного конфликта.

Его удивляет «позиция некоторых официальных лиц администрации США, которые разъезжают по европейским странам и уговаривают европейцев не брать наш продукт, скажем газ».

Речь идет прежде всего о том, что американские эмиссары часто ездят в Среднюю Азию и активно помогают развивать темы альтернативного транзита, намекая, что Россия – ненадежный поставщик, объясняет слова Путина гендиректор Фонда национально-энергетической безопасности Константин Симонов.

Путин не боится, что Россию исключат из «восьмерки». «Мы что, должны позволить себя убивать, но за это сохраниться, скажем, в «восьмерке»?» В сегодняшнем виде «восьмерка» уже неполноценная весовая позиция», уверен он: в ней нет Китая и Индии.

Николай Злобин из американского Института мировой безопасности считает, что Путин пытается вбить клин между США и ЕС и подстраховаться на случай санкций: свертывания обменов, выдачи виз, проверки счетов российских политиков. Жесткая риторика Путина уже никого не шокирует – в отличие от спокойного приказа Дмитрия Медведева отправить танки в Грузию.

Симонов также полагает, что речь адресована европейской аудитории.

«Это похоже на вторую мюнхенскую речь», – считает германский политолог Александр Рар. Тогда европейские элиты были возмущены, зато рейтинг Путина в Германии вырос на 70%. После этих заявлений конфликт уже явно вышел за пределы выяснения того, кто же начал войну в Грузии: восстанавливать отношения придется очень долго, резюмирует Рар.

Представитель Белого дома Дана Перино назвала заявления Путина «явной ложью». Ее возмутило предположение, что США как государство могут действовать в интересах одного из кандидатов в президенты. А представитель госдепартамента США Роберт Вуд посчитал слова Путина просто «нелепыми».