Вектор


Опять кокс

«Мечел» был подвергнут премьером Владимиром Путиным публичной порке за то, что продавал коксующийся уголь внутри страны дороже, чем на экспорт. На 180 градусов перевернул эту историю «Лукойл» – скандал разгорелся опять же из-за кокса, только нефтяного. Вице-президент компании Валерий Субботин сообщил, что «Лукойл» намерен обратиться в ФАС с требованием обязать UC Rusal закупать у него кокс по рыночным ценам. По его словам, UC Rusal импортирует этот продукт по $650 за тонну, а у отечественных производителей покупает по $220 за тонну. Как говорит Субботин, алюминиевая компания, единственный покупатель этого продукта в России, отказывается привязать цены поставок к рыночным. «У нас остановились все проекты по коксу», – пожаловался Субботин. UC Rusal, в свою очередь, подал в суд на «Лукойл», обвиняя его в прекращении поставок, вследствие чего компания несет дополнительные расходы на импорт. Так что чиновникам и судьям придется решать непростую задачу типа «что первично – курица или яйцо?».

Алаверды

Жаль, что год назад «Газпром» не выбрал ConocoPhillips партнером по освоению гигантского Штокмановского месторождения, заметил вчера главный исполнительный директор компании Джим Малва. И тут же добавил (без всякой связи), что ConocoPhillips не ведет переговоров с «Газпромом» о его участии в $30-миллиардном проекте по строительству газопровода на Аляске. Хотя еще в июне предправления «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что концерн уже предложил свои услуги двум инициаторам проекта – Conoco и BP. «Газпром» ищет выход на все континенты, без таких проектов нельзя стать по-настоящему глобальной компанией, объяснял он.

«С участием нашей стороны никакого дальнейшего обсуждения этого вопроса не было с момента объявления, что для «Газпрома» это интересно», – заявил Малва, хотя и не исключил таких переговоров в будущем. А агентство Bloomberg передает, что у «Газпрома» приостановлены и другие переговоры с Conoco – по производству СПГ.

Вряд ли, конечно, американская компания так обижена на «Газпром» за Штокман (ей предпочли французскую Total и норвежскую StatoilHydro). Но и теплоты в их отношениях явно не прибавилось. Плюс еще США осуждают Россию за грузинскую кампанию. И выходить на этот континент «Газпрому» явно будет непросто.

Гос-интернет-брокер

Интернет-брокер «Финам» объявил о запуске федерального образовательного проекта по повышению финансовой грамотности при поддержке Минфина. В рамках проекта специалисты компании проведут в сентябре – октябре 2008 г. бесплатные семинары более чем в 90 городах России. Ожидается, что в них примут участие не менее 25 000 человек.

Деньги на повышение финансовой грамотности населения государство пока не выделяло, но это «Финам» не волнует. Интернет-брокеры и раньше организовывали бесплатные семинары по инвестированию на фондовом рынке, чтобы привлечь клиентов. А теперь будет еще сайт fin-gramota.ru, содержание которого разрабатывается и будет обновляться «Финамом». Сайт будет рассказывать об инвестировании в целом и ненавязчиво предлагать воспользоваться услугами «Финама», говорит сотрудник интернет-брокера. Будет и рекламная кампания со слоганом «Инвестируй грамотно». С сентября по ноябрь в Москве и регионах появится наружная реклама, телеролики и реклама в прессе. В «Финаме» говорят, что такая реклама будет на 10–15% дешевле обычной, поскольку ей будет присвоен статус социальной. В этом и заключается поддержка Минфина, ведь реклама будет предлагать учиться инвестировать вообще. А логотип «Финама» и двуглавый орел скромно разместятся в уголке.

Профилактика забастовки

Администрация завода Ford во Всеволожске решила не дожидаться традиционной осенней забастовки и сама предложила профсоюзу повысить зарплаты рабочим основных разрядов на 8–10%, сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на источник в профсоюзе. Источник на заводе подтвердил «Ведомостям» эту информацию – по его словам, рабочие должны будут утвердить это соглашение в понедельник. С этого же дня предполагается повысить и зарплаты.

Нынешняя средняя зарплата рабочего «Форда», почти 25 600 руб., – результат ежегодных забастовок: рабочие бастовали уже три раза. Последняя была самой болезненной для бизнеса: завод стоял почти месяц, недовыпустил 5000 машин, и руководство согласилось на повышение зарплат на 16–21%. Если за счет нынешнего предложения администрации осенней забастовки удастся избежать, Ford может обойтись малыми жертвами, повысив зарплату до 28 000–30 000 руб. Скорее всего, рабочие предложение примут, считает источник в профсоюзе.