Где рабочему жить хорошо

Иностранные концерны, которые создают в России новый автопром, только начинают реализовывать масштабные планы, но у HR-специалистов уже болит голова: где найти тысячи рабочих для новых производств и как добиться, чтобы уже обученные сотрудники не ушли к конкурентам?

Рабочее слово. Андрей

Мастер завода Volkswagen. «Мои родственники были на заводе и остались довольны всем, что увидели. Они могут гордиться, что я здесь работаю»

Если планы глобальных автопроизводителей в России будут полностью реализованы, иностранным автозаводам, сосредоточенным преимущественно вокруг Санкт-Петербурга и Калуги, потребуется около 20000 рабочих, подсчитал эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев, а с учетом производителей компонентов, которые также планируют построить свои заводы в этих регионах, – почти 30 000. Эти люди будут работать на заводах Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki и Hyundai в Санкт-Петербурге и области, на принадлежащем Renault «Автофрамосе» в Москве и на заводах Volksawagen, PSA Peugeot Citroen/Mitsubishi, Volvo Trucks в Калуге. Пока работают лишь четыре завода, которые еще не вышли на заявленную мощность: «Автофрамос», Ford, Toyota и Volkswagen. Фактически на них занято почти 5000 сотрудников.

За желтой полосой

Цех всеволожского завода Ford напоминает улицу небольшого города – только дорожная разметка на сером полу не белая, как на уличном асфальте, а желтая. Не заходите за желтую линию, предупреждает сопровождающий менеджер. Действительно, когда двигаешься по цеху, мимо на скорости пролетают электрокары, к которым прицеплены тележки с комплектующими. Они развозят детали по участкам, и их передвижение от склада к конвейеру спланировано так, что ни один из участков не простаивает.

Конвейер плавно переносит будущие Focus от одной операции к другой. Вот он остановился – и рабочий заученным движением подвозит из-за своей спины правую дверь, которая вертикально установлена на тележке, и закрепляет ее на корпусе машины. В воздухе ощущается привкус металла, но даже в летнюю жару в цехе комфортная температура. Запаха краски нет – корпуса машин на подъемнике отправляются на второй ярус в специальную камеру, где только что сваренный кузов за закрытыми дверями роботы обезжиривают, а потом наносят на него слои краски. Каждые несколько минут очередной окрашенный кузов выезжает с другой стороны камеры на конвейер, и на его место оператор, нажимая на разноцветные кнопки, тут же поднимает следующий. Работа непрерывная – предприятие работает круглосуточно, кроме воскресенья, и за сутки успевает собрать несколько сотен машин.

За смену у рабочих 40-минутный обеденный перерыв и два 10-минутных перерыва. Курить во время отдыха можно тут же – каждому подразделению выделено место, окруженное персональными шкафчиками со сменной одеждой. Внутри этого пространства стоят стол и несколько стульев, на которых можно передохнуть.

Обедают и курят участки по-очереди – с таким расчетом, чтобы конвейер не останавливался. Когда наступает обеденное время, в цеху каждые 15 минут раздаются звонки – это сигнал очередному участку, что рабочие могут отправляться в столовую.

Столовая для рабочих бесплатная. Сначала комплексный обед стоил 10 руб., но пару лет назад из-за бухгалтерских сложностей с оформлением этих платежей администрация решила кормить всех бесплатно. Вдоль прилавков с блюдами сотрудники завода передвигаются с подносами. В меню по 2–3 разновидности салатов, горячего и десертов. Каждый день оно меняется, повторяется нечасто, отмечает один из рабочих. Кроме столовой здесь же, на заводе, есть спортивный зал, куда можно прийти в нерабочее время.

Анонимы и патриоты

Руководство петербургского завода Toyota отказало в посещении корреспонденту «Ведомостей», так что общаться с рабочими ему пришлось за стенами предприятия – на условиях анонимности.

Самым интересным в работе был первый год, рассказал мастер завода. Первая команда, набранная японским концерном, проходила обучение в Японии, Турции и Англии. В это время сотрудникам платилась не зарплата, а стипендия – всего около $100 в месяц. Но сейчас на заводе Toyota зарплаты среднерыночные: рабочий может получать около 25 000 руб., начальник участка – 40 000 руб. Пока предприятие работает в одну смену.

По словам мастера, самая большая сложность – отношения с японским менеджментом: система контроля на предприятии поставлена таким образом, что отвлечься от работы даже на секунду нельзя – об этом сразу станет известно твоему непосредственному начальнику и может сказаться на размере премии или на дальнейшем продвижении по службе. Оно тоже не скорое – на каждой должности сотрудник должен проработать не менее трех лет и уже только после этого срока может рассчитывать на повышение.

Недавно всем сотрудникам среднего звена компания выдала служебные Camry, только что собранные на заводе, рассказал другой работник завода. Toyota обеспечивает также страховку всех сотрудников и их семей. Кроме того, в пятницу вечером японское начальство приглашает своих подчиненных выпить пива в баре, выслушивает их пожелания и советы. А по выходным есть возможность бесплатно поиграть в теннис, и даже рядовой сотрудник может сыграть сет с директором завода.

Трудиться в новых корпусах завода Volkswagen – одно удовольствие, говорят калужские рабочие. Им есть с чем сравнивать – многие пришли на немецкое предприятие с Калужского турбинного завода. «Мои родственники были на заводе и остались довольны всем, что они увидели, – говорит оператор сборочной линии Андрей. – Я знаю, что они могут гордиться мною и тем, что я здесь работаю». О лояльности сотрудников завода свидетельствуют и косвенные признаки: например, логотип VW – не только на официальных вывесках, флагах и табличках, но и нарисован мелом на пепельнице в курилке.

В эту самую курилку корреспондент «Ведомостей» пытался пригласить на разговор во время рабочей смены мастера по имени Павел. Но Павел отказался, несмотря на разрешение руководства. С немецким начальством поначалу было трудно, признается он: по сравнению с российским начальством, с которым Павел имел дело на Калужском турбинном заводе, у немцев другой подход к работе, они более аккуратные, дисциплинированные и требовательные. Но «гораздо более высокая зарплата» на Volkswagen и условия труда стоят того, чтобы научиться работать с новым начальством, считает он.

Не только зарплата

Оплата труда на заводах в различных регионах отличается – как отличается и уровень жизни в этих регионах. Эксперты предупреждали, что рядом с богатым Санкт-Петербургом, который так понравился иностранным инвесторам, работодателю придется платить больше, – так и получилось.

А вот Volkswagen, который первым решился строить завод в Калуге, явно не прогадал. Если сравнивать официальные данные компаний, у нее самые низкие зарплаты в новом российском автопроме. Сейчас средняя зарплата рабочего персонала – 18 000 руб., она состоит из базовой ставки в 70% плюс 30% премий и доплат, рассказывает руководитель отдела по подбору персонала завода Volkswagen Татьяна Леонхард. Но для Калужской области это довольно высокий показатель, говорит она, к тому же большая часть рабочих приезжает из поселков под Калугой, где средние зарплаты еще ниже, чем в Калуге. На московский «Автофрамос» можно устроиться на 22 000 руб. «с улицы» – оператором на сборочный конвейер или в сварочный цех после 1–2 недель обучения.

Помимо зарплаты все глобальные автопроизводители предлагают работникам своих российских заводов довольно богатые социальные пакеты и льготы. Сотрудник, как правило, получает полис добровольного медицинского страхования, на некоторых заводах – со стоматологией, его жизнь страхуют от несчастного случая, выдают спецодежду, бесплатно или за символическую плату кормят обедом, везде, кроме «Автофрамоса», находящегося в двух шагах от метро, доставляют до места работы и домой на автобусах. Volkswagen также дает возможность бесплатно застраховать жизнь и в нерабочее время. И, конечно, заводы предоставляют разнообразные скидки и льготные кредиты на автомобили собственного производства или бренда.

В Калуге кредиты, правда, пока невыгодные, говорит мастер Павел, который планирует покупку автомобиля. Ситуация изменится, когда завод сам получит юридический статус дилера: тогда появится возможность предоставлять скидки на покупку машины, обещает Леонхард. Заводы Ford и «Автофрамос» уже активно этим пользуются, продавая как новые, так и подержанные служебные автомобили. На заводе Ford скидка – до 10% и выше, на «Автофрамосе» – до 15%. Сотрудники «Автофрамоса» выбирают себе автомобиль за несколько месяцев до списания и «пасут» служебные машины, рассказывает сотрудник завода. На «Автофрамосе» автомобиль можно оформить не только на работника, но и на ближайших родственников.

Впрочем, рабочему тольяттинского «GM-АвтоВАЗа» соцпакеты на иностранных заводах могут показаться смешными: кроме стандартного набора рабочий, собирающий Chevrolet Niva, получает также дотацию на проезд в общественном транспорте, единовременное пособие по уходу за ребенком до года, санаторно-курортное лечение за счет средств соцстраха, компенсацию на оплату детского сада, бесплатные занятия в спортзале и бассейне. Щедрость объясняется конкуренцией маленького (1400 сотрудников) «GM-АвтоВАЗа» с гигантским соседом: 105 000 работников «АвтоВАЗа» имеют такой же, а по некоторым пунктам превосходящий соцпакет, в том числе за счет собственной социальной инфраструктуры – турбаз, детсадов, больниц и т. п. При этом средняя зарплата на «АвтоВАЗе», по подсчетам председателя профсоюза АСМ Николая Карагина, с учетом соцпакета увеличивается с 22 000 до 28 000–30 000 руб.

Правда, у независимого профсоюза «Единство» другие цифры средней зарплаты: она составляет 12 000 руб., говорит председатель профсоюза Петр Золотарев. Разницу он объясняет тем, что АСМ дает цифру, включающую в себя работу во внеурочное время и сверх графика.

ОБУЧИТЬ. Удержать. переманить

Дефицит высококвалифицированного персонала – проблема для всех производителей, признают руководители HR-отделов, и рабочие это осознают и уже пытаются извлечь для себя дополнительные выгоды. Для рабочих завода Ford, открытого в 2002 г., забастовка стала уже привычным инструментом повышения зарплаты: они прекращали работать четыре раза, итогом последней забастовки в конце прошлого года стало недовыполнение плана почти на 5000 автомобилей и повышение зарплаты на 16–21% – с 19 000 до 25 586 руб.

На «Автофрамосе» ходят слухи, что питерский завод Toyota переманивает высококвалифицированных рабочих из Москвы, предлагая им решение жилищного вопроса в Питере и более высокую зарплату. Узнать, есть ли на заводе Toyota специалисты из Москвы, корреспонденту «Ведомостей» не удалось.

В отличие от Санкт-Петербурга соперничество в кадровых вопросах между заводами в Калуге не чувствуется, ведь здесь пока действует только завод Volkswagen. Хотя выбор у его рабочих уже появился: завод компании Volvo Trucks, которому потребуется 1000 сотрудников для производства грузовиков, начал набор в апреле этого года. Зарплата будет конкурентной по сравнению с другими предприятиями в регионе, обещает директор по персоналу завода Volvo в Калуге Ксения Шманкевич, но ее размер не раскрывает. По словам Шманкевич, конкуренция между калужскими производителями появится, а дефицит рабочей силы чувствуется уже сейчас (по состоянию на август план набора выполняется на 80%). Но «нам немного легче – мы выходим на рынок вторыми, у нас есть возможность использовать опыт коллег по цеху», говорит она. Заводы обмениваются друг с другом опытом в кадровых вопросах, подтверждает Леонхард из Volkswagen. Директор производства Volkswagen Оливер Грюнберг полон оптимизма: всем трем заводам и производителям комплектующих нужно лишь несколько тысяч рабочих, а население Калуги – 350 000. И это не считая других населенных пунктов в области.

Сотрудники завода Volkswagen пока никуда не спешат. Мастеру завода Алексею есть к чему стремиться, не уходя из компании. По его словам, следующей ступенькой его карьеры может быть должность начальника смены, а потом и цеха, что повлечет за собой рост оплаты труда: «Если будут предложения от других заводов, я их, конечно, рассмотрю, но пока менять работу не собираюсь, ведь на новом месте нужно снова выстраивать отношения с начальством, привыкать к новым условиям».

Но уже через 1–2 года кадровая конкуренция обострится, предупреждает Бончев из Ernst & Young, она будет подстегивать рост зарплат и Калуга по уровняю оплаты труда может приблизиться к Москве и Питеру. К тому же рядом с автозаводами будут выпускаться комплектующие для них. Земля под строительство заводов – производителей комплектующих уже отведена рядом с заводом Volkswagen в Грабцево, и, по подсчетам Леонхард, им потребуется 2500–3500 работников.

А после того как Volkswagen и Volvo утолят свой кадровый голод, сотрудники понадобятся еще одному автозаводу: совместный проект PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi предусматривает рабочие места для 3500 сотрудников, говорит представитель PSA Оксана Вершинина. Впрочем, до этого пока далеко, отмечает она, сотрудники понадобятся ближе к 2011 г. Затраты на оплату труда, которые в стоимости автомобиля могут доходить до 20%, в России все равно одни из самых низких, резюмирует Бончев.