«Время чрезмерного украшательства прошло», - Вальтер Мария де Сильва, главный дизайнер Volkswagen Group

С прошлого года Вальтер де Сильва отвечает за облик автомобилей всех восьми брендов группы – от Bugatti до Volkswagen commercial vehicles. В интервью «Ведомостям» он рассказывает, что значит «адекватный дизайн» и что общего у автомобилей с iPod

Вальтер де Сильва – пластический хирург автомобильного дизайна. Или даже больше: реаниматор. Де Сильву зовут в автомобильную компанию, дизайн машин которой по тем или иным причинам утратил оригинальность. И итальянский мастер с видимой легкостью возвращает марке свежесть и, стало быть, коммерческий успех (в наше время, когда надежные и безопасные автомобили научились делать почти все, внешний вид автомобилей – второй по значимости критерий для покупателей после цены). Подобный фокус де Сильва последовательно проделал в компаниях Alfa Romeo, Seat и Audi.

1979

шеф отделения индустриального дизайна компании IDEA

1986

перешел на работу в миланский офис компании Trussardi

1986

назначен руководителем дизайн-центра Alfa Romeo

1999

руководитель центра стиля компании Seat

2002

шеф-дизайнер автомобилей «группы Audi»

2007

главный дизайнер Volkswagen Group

Volkswagen Group

Автомобильный концерн. концерну принадлежит восемь брендов: Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Seat, Skoda, Volkswagen, Volkswagen commercial vehicles продажи за январь – июнь 2008 г. – 3,27 млн автомобилей. ВЫРУЧКА – 108,9 млрд евро (2007). чистая прибыль – 4,12 млрд евро. крупнейшие акционеры: Porsche – 30,93% голосующих акций (22,5% уставного капитала), Земля Нижняя Саксония – 20,09% (14,8%).

Впрочем, с нынешней должности – главного дизайнера Volkswagen Group – де Сильва вряд ли куда-то уйдет по своей воле: задачи аналогичного масштаба ему могут предложить считанные автомобильные компании в мире. Ведь VW Group – крупнейший автопроизводитель в Европе, объединяющий восемь брендов, под руководством де Сильвы одновременно разрабатывается дизайн свыше 100 автомобилей. Не случайно ведущий автомобильный журнал США Motor Trend включил де Сильву в список 10 самых влиятельных персон мирового автопрома 2008 г. (дизайнеров в нем только двое, еще один – шеф BMW Group Крис Бэнгл).

Автомобильные дизайнеры, как и большие художники, – люди ранимые, критикуют их по поводу и без повода все кому не лень. Конечно, дизайнеры тоже совершают ошибки, но признаются в том, что та или иная модель им не удалась, лишь единицы – это способны сделать только очень сильные люди и настоящие профессионалы. Де Сильва один из них. По словам дизайнера, его самая большая ошибка – Seat Toledo: «Я должен был сказать менеджменту «нет», нельзя было соглашаться на то, чтобы автомобиль, который был изначально спроектирован как хетчбэк, превратился в седан». Но удач у де Сильвы несравнимо больше, чем провалов.

Когда де Сильва показал первые рисунки Alfa Romeo 166 в Мадриде (родители де Сильвы – испанцы, но он родился и вырос в Италии), ему устроили стоячую овацию. Две другие Alfa Romeo, дизайн которых создавал он, – 147 и 156 – европейские журналисты признавали «автомобилем года».

Следом был Seat. Испанская марка, купленная концерном Volkswagen, пребывала в спячке до тех пор, пока дизайном ее автомобилей не занялся де Сильва. Seat стал носителем Auto emocion, и это немедленно нашло отклик у покупателей. А итальянский дизайнер отправился на повышение – стал шеф-дизайнером группы Audi (бренды Audi, Lamborghini, Seat).

К тому моменту Audi уже удалось отчасти избавиться от имиджа «автомобилей для сельских учителей», но лишь отчасти – марка по-прежнему ассоциировалась с практичными добротными универсалами. Де Сильва пришел в Audi в 2001 г. с задачей привить этой марке спортивный дух. И прекрасно с ней справился! Кто скажет, что сделанные под руководством итальянского дизайнера Audi A5 или Audi R8 выглядят неорганично с четырьмя кольцами на решетке радиатора и капоте? (У президента Porsche Винделина Видекинга может быть на этот счет свое мнение, но это другой разговор – сначала Porsche надо установить полный контроль над VW Group, а затем уже задумываться об оптимизации модельного ряда.)

И наконец, в 2007 г. де Сильва забрался на вершину корпоративной иерархии – стал главным дизайнером Volkswagen Group. Тем не менее он предпочитает по-прежнему называть себя не дизайн-менеджером, но дизайнером. О том, как в крупнейшей автомобилестроительной компании Европы устроен процесс создания новых машин, де Сильва рассказывает по-итальянски.

– Каковы последние тренды в автомобильном дизайне?

– Тенденции в автомобильный дизайн приходят из других сфер нашей жизни. За последние 10–15 лет в нашем обществе отмечается значительная миграция. А появление на автомобильном рынке таких стран, как Китай и Индия, создает новую ситуацию.

Говоря про общие тренды, мне кажется, что автомобильный дизайн в последнее время больше ориентирован на экологические вызовы, чем на скорость и мощь. В дизайне интерьеров автомобилей главный аспект – улучшение качества жизни пассажиров и водителя. Упрощение интерфейса коммуникационных систем критически важно, поскольку среди покупателей авто далеко не только молодые люди, которым, естественно, гораздо проще разбираться в технических новинках. Приведу вам только один пример – iPod. Часто мы видим, что им пользуется и мать, и ребенок. Причина очевидна – потому что он очень прост в использовании.

Мы предлагаем честные и ясные концепты, которые базируются на таких понятиях, как надежность, качество; даже работая над концептами, мы не забываем про клиента. Это бескомпромиссный подход, который требует адекватного дизайна.

– В Volkswagen Group собраны очень разные бренды. Как вы работаете над дизайном столь непохожих автомобилей, входящих в группу: Bentley и Skoda, Volkswagen и Seat?

– Я не просто дизайн-менеджер, я – дизайнер. Но моя работа – не только делать красивые автомобили, но и следить за тем, чтобы каждый автомобиль сохранял дух своего бренда. Собственно работа над дизайном базируется на очень простом и четком принципе: дизайн должен быть вдохновлен не только текущими модными тенденциями, но нести в себе идеи, которые сохранят актуальность и привлекательность в будущем.

Конечно, я уделяю внимание всем брендам, но в первую очередь с точки зрения эстетического баланса, пропорций автомобилей – в конечном счете именно это самое главное и дает результат.

– На какой стадии разработки нового автомобиля вы включаетесь в процесс?

– С самого начала – на стадии разработки концепта. В срединной стадии мы обсуждаем различные опции и варианты. На этом этапе я стараюсь не сильно вмешиваться в процесс, потому что у дизайнеров брендов должна быть свобода в выражении собственного видения. Зато на финальной стадии разработки новой модели мое участие уже очень значительно.

– Можете подсчитать, разработка какого количества новых моделей сейчас находится под вашим контролем?

– Около 100.

– Это обычная цифра или в какие-то годы их больше, в какие-то – меньше?

– В это число я включаю не только новые автомобили, которые находятся в разработке, но и модели, которые подвергнутся рестайлингу, а также модификации уже существующих моделей – например, Audi A4/S4/RS4. Похоже, я даже обсчитался – в общей сложности их точно больше сотни. (Смеется.)

– Каждый раз, представляя свою новую работу, вы называете ее: «самая красивая машина, которую я когда-либо делал». Так было с Alfa Romeo 156, потом с Audi A5/S5...

– Нет, про Alfa Romeo 156 я такого никогда не говорил, хотя, бесспорно, это очень красивая машина. Я говорил, что, создав Alfa Romeo 156, мы возродили дух Alfa Romeo, который был утерян. А самая красивая машина, которую я когда-либо делал, – Audi A5. Потому что это бесспорный грантуризмо, а создать такую машину очень и очень непросто. Только у великих дизайнеров прошлого получалось создавать настоящие шедевры. А5 – это очень цельная машина, и ее поверхности создают очень интересную игру тени и света. Я никогда не говорил подобное про Alfa Romeo 156.

– Да, но я не успел закончить свой вопрос. А он такой: когда мы увидим следующую самую красивую машину, которую когда-либо делал Вальтер де Сильва?

– Самое лучшее в моей работе то, что я могу немедленно забыть, что уже сделано, и с энтузиазмом включаюсь в работу над следующей моделью. То есть я каждый раз пытаюсь создать «самую красивую машину, которую я когда-либо делал». Но, естественно, у меня есть ограничения – как технические, так и по цене. Хотя я получаю одинаковое удовольствие от работы как над малолитражками, так и над мощными спортивными автомобилями.

– Полагаю, что Audi до сих пор занимает особое место в вашем сердце. Какие изменения в дизайне Audi вы позволите провести своему ученику, новому шеф-дизайнеру марки Вольфгангу Эггеру, а какие – ни за что?

– Каждый раз, когда ты оставляешь работу в какой-либо марке, это все равно что уйти из семьи. К счастью, я не окончательно покинул Audi – с Вольфгангом мы встречаемся еженедельно. Дизайн Audi очень узнаваемый, и текущая задача дизайнера – работа над имиджем марки в эволюционном ключе. Ведь и клиент Audi ждет того же. Например, знаменитая решетка радиатора Audi была впервые представлена всего лет пять назад – с точки зрения автомобильного дизайна это ничто, решетке радиатора BMW – 50 лет. Клиент же привыкает к дизайну и ждет преемственности. То есть дизайн Audi будет эволюционировать, но на ближайшее десятилетие в дизайне марки заложен очень солидный базис.

– На ваш взгляд, не нужно ли освежить дизайн марки Volkswagen?

– Не думаю, что «освежить» – это правильное слово. Дизайн марки Volkswagen уникален, он, безусловно, узнаваем во всех частях света и должен оставаться таковым. Нам требуется восстановить аутентичность дизайна Volkswagen, но время чрезмерного украшательства прошло.

– Можно ли сказать, что новый Scirocco задает направление дизайна будущих автомобилей Volkswagen?

– Дизайн нового Scirocco был закончен еще до того, как я занял свою нынешнюю должность, моим предшественником, который был прекрасным профессионалом. Передняя часть автомобиля выполнена в новом ключе, и аналогичные дизайнерские решения будут использованы в будущих автомобилях Volkswagen – Golf, Polo и др. Я ожидаю, что в течение ближайших двух лет бренд Volkswagen заработает очень сильную идентичность; конечно, это произойдет не только благодаря новому передку.

– Автомобильный дизайн – это как футбол: каждый мнит себя тренером, готов давать советы и судить работу других. Как вы реагируете на критику ваших работ?

– Моя родная страна – Италия, а среди итальянских мужчин четыре самые популярные темы для обсуждения – политика, футбол, автомобили и женщины. Однажды я сидел в кафе в Милане и услышал, как за соседним столиком обсуждают дизайн машин. Оказалось, именно тех, что делал я! Что на это сказать? Я признаю право других на собственное мнение. У меня тоже есть свое мнение по вопросам футбольной тактики, но я не претендую на роль тренера.

– Я вижу на вашей руке часы Rolex. Странный выбор для дизайнера. Почему именно эта марка?

– Мне подарили эти часы больше 20 лет назад. И во все поездки я надеваю их. Потому что они надежные, непритязательные, в стальном корпусе (а я не люблю золото). И спешат всего на две минуты в день. (Смеется.)

– Ваш бывший и нынешний подчиненный – Вольфганг Эггер рассказал мне, что лучший комплимент в своей жизни он услышал от вас, когда работал на марку Alfa Romeo. После того как состоялась премьера Alfa Romeo Competizione 8c, вы подошли к нему и сказали: «Вольфганг, поздравляю, ты сделал настоящую Alfa Romeo!» А какой лучший комплимент в свой адрес слышали вы?

– Честно говоря, мне много раз говорили комплименты по поводу самых разных автомобилей. Но лучший, пожалуй, был от прохожего, с которым я даже не был знаком. А он меня узнал, подошел и сказал: «Спасибо за Alfa Romeo 156. Каждый день, садясь в него, я чувствую себя счастливым человеком, потому что я могу ездить на таком прекрасном автомобиле!».