Швейцарская неточность

Из-за очередных проблем с подрядчиками «Транснефть» опасается новых задержек строительства ВСТО

В воскресенье премьер-министр Владимир Путин подписал правительственное поручение «По ускорению строительства очередей нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и недопущению задержек», передал вчера «Интерфакс». Первая очередь трубы должна быть сдана в IV квартале 2009 г., хотя изначально срок был – конец этого года. Убедить чиновников, что первоначальные сроки не выдержать, новому руководству «Транснефти» с трудом удалось в марте. Отставание от графика компания аргументировала переносом маршрута трубы и несоблюдением сроков подрядчиками (см. врез). Но разрешить вторую проблему так и не удалось: у «Транснефти» претензии к производителю и поставщику насосов – швейцарской Sulzer и российскому ЗАО «СОТ», рассказал «Ведомостям» вице-президент госкомпании Михаил Барков. Более 30% Sulzer контролирует «Ренова» Виктора Вексельберга. По данным ЕГРЮЛ, ЗАО входит в челябинскую компанию «Римера» (объединяет нефтесервисные активы группы ЧТПЗ), которую возглавляет Владимир Христенко, сын министра промышленности и торговли Виктора Христенко.

Sulzer

Машиностроительная компания. Производит промышленное оборудование (насосы, турбины, бумагокрасильные машины и др.). Выручка (2007 г.) – 3,54 млрд швейцарских франков ($2,9 млрд). Чистая прибыль – 284,1 млн швейцарских франков ($233,1 млн). Крупнейшие акционеры: «дочка» «Реновы» Everest Beteiligungs GmbH (26% + опционы более чем на 10% акций), Fidelity Management Research (10,6%), Bank Julius Bar & Co. AG (3,5%). Капитализация – $4,3 млрд.

Контракт был заключен еще в мае 2006 г. По нему поставщик – ЗАО «СОТ» и Sulzer обязались поставить 41 единицу насосного оборудования общей стоимостью около 7,4 млрд руб., говорит Барков. Большая часть оборудования уже пришла, но с опозданием от графика на 12–28 дней, продолжает он. А основные претензии у «Транснефти» к качеству продукции: из-за негерметичности оборудования отставание по срокам испытательных работ на разных объектах составило от 31 до 61 дня. «Я ношу швейцарские часы, а в случае с этими насосами просто поражаюсь: где же знаменитое швейцарское качество?» – негодует Барков. Неполадки уже привели к росту затрат на испытания, и в конце августа «дочка» «Транснефти» – ЦУП «ВСТО» выставил Sulzer штраф примерно на 19 млн руб., говорит он.

Представители Sulzer и «Реновы» на запрос «Ведомостей» не ответили. Представитель группы ЧТПЗ Анна Левитанская надеется, что проблему удастся разрешить в максимально сжатые сроки.

Контракт с Sulzer разрывать невыгодно: закупка нового оборудования может привести к задержке проекта вплоть до года и тогда претензии будут уже многомиллиардными, предупреждает Барков. Новая задержка – неприятный сюрприз для «Сургутнефтегаза» с его Талаканским месторождением, запертым в Восточной Сибири, отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов. Выходом может быть прокачка в режиме реверса по уже построенному участку при условии, что насосы все-таки будут работать, заключает он. Получить комментарии «Сургутнефтегаза» вчера не удалось.