Работа для ВЭБа

Инвестиционный фонд должен работать по-другому, решили в правительстве. Среди предложений – передать все его деньги Внешэкономбанку

Готовятся поправки в положение о работе Инвестиционного фонда, сообщили несколько чиновников из разных министерств после совещания в аппарате правительства.

Есть идея принципиально изменить подход к работе инвестфонда, говорит чиновник Минрегиона: «Мы сталкиваемся с забюрократизированным и непрозрачным процессом принятия решений, пора делать Инвестфонд привлекательным для бизнеса».

Систему управления Инвестфондом надо менять, сейчас его нельзя назвать эффективным механизмом государственно-частного партнерства, признает сотрудник другого министерства: заявки рассматривают долго, одобрено их мало. Из 342 млрд руб. за два года потрачено 8 млрд руб.

Обсуждается возможность улучшить работу Инвестфонда при помощи Внешэкономбанка (ВЭБ), говорит чиновник правительства. ВЭБ имеет право участвовать в проектах с участием Инвестфонда, подтверждает источник в ВЭБе: это определено в законе о Банке развития. Порядок участия будет определен постановлением правительства.

Как использовать ресурс ВЭБа, чиновники пока не решили. Основная версия – сделать ВЭБ «единым инвестконсультантом», говорит чиновник в Минрегионе. Сейчас за консультирование проектов с участием Инвестфонда платят дважды: сначала – бизнесмен, который хочет понять, хороший ли он придумал проект, потом – государство, чтобы понять, стоит ли его софинансировать.

Средняя цена работы консультанта – $200 000–500 000, знает независимый консультант, участвовавший в оценке одного из проектов, предложенных Инвестфонду.

Другая идея, которую обсуждает правительство, и вовсе революционная: передать управление Инвестфондом от Минрегиона ВЭБу, знает чиновник одного из министерств. Он станет «оператором по Инфестфонду»: будет принимать заявки, обеспечивать финансирование, мониторить реализацию проектов. «Справится ли ВЭБ с этой функцией и достаточно ли у него ресурсов?» – сомневается он.

Передача всех денег Инвестфонда в ВЭБ вызывает много вопросов, говорит чиновник правительства: банку придется создавать инфраструктуру, что не входит в его задачи.

ВЭБ выдает кредиты, Инвестфонд софинансирует проекты, смешивать два механизма нелогично, соглашается партнер ФБК Игорь Николаев.

ВЭБ мог бы давать деньги Инвестфонда через механизм долгосрочных займов, воспроизводит еще одно звучавшее на совещании предложение его участник, тогда соглашение будет не инвестиционное, а кредитное, это более понятная и контролируемая форма. А механизм субсидий, который используется сейчас, – невозвратный и неуправляемый, заключает он.

Есть новация, не вызывающая споров, говорит чиновник Минрегиона: инвестору не нужно будет представлять в Минрегион проектно-сметную документацию (ПСД) до тех пор, пока министерство не даст гарантии, что проект будет одобрен, – сейчас инвестор вынужден разрабатывать ПСД на свой страх и риск: «ПСД стоит около 10% стоимости проекта, теперь будет достаточно представить в Минрегион идею». Это серьезно снижает финансовую нагрузку, проектная документация дорого стоит, доволен Сергей Кербер из управляющей компании «Лидер» (участвует в проекте строительства трассы Москва – Петербург; проект частично финансируется из Инвестфонда).

Может заработать принцип «одного окна», продолжает чиновник Минрегиона: все заявки будут поступать в Минрегион, и он будет согласовывать их с другими министерствами. Раньше этим занимался инициатор проекта. Нужно давать инвесторам выбор, воспользоваться «одним окном» или согласовывать проект самим, уверен Кербер: Минрегион гораздо меньше заинтересован в согласовании проекта, чем сам инвестор.