Кэш-кулак Костина

Идея Михаила Прохорова о том, что финансовый кризис создаст возможность дешево купить ряд компаний потребительского сектора, нашла последователей. ВТБ уже копит на это деньги, заявил президент госбанка Андрей Костин
Андрей Костин готовится к слияниям и поглощениям/ Д. Гришкин

Что и как перепродал ВТБ. 10,07%

акций финской лесопромышленной компании Ruukki Group (покупка за 76,9 млн евро, сумма продажи не разглашалась, но на день сделки такой пакет акций на бирже стоил на треть меньше – 53,7 млн евро)

5%

акций EADS (покупка – около 1 млрд евро. Продажа ВЭБу за 995 млн евро)

100%

компании «Салес», контролирующей Пермский моторостроительный комплекс (покупка – $131,4 млн, продажа 81,25% акций «Салес» – $122 млн, а затем остальных акций)

«Мы будем покупать бизнесы, может быть, небанковские бизнесы, чтобы их перепродать <...> Здесь у нас сейчас появляются – и в торговых сетях, и в недвижимости – целый ряд, как они правильно называются, distressed assets», – цитирует Костина Reuters.

«Мы <...> хотели бы иметь кэш-кулак, в нынешних условиях это полезно. Могут появляться возможности вложения в бизнесы большие <...> мы аккумулируем определенные средства. Ставки дорожают. Если деньги полежат немножко, это не так страшно», – сказал Костин.

Одним из таких активов может стать сотовый дилер «Евросеть» (см. статью на стр. А1).

«Многие девелоперские компании посыплются в результате увеличения себестоимости проектов и ухудшения доступа к рынку финансирования», – предупреждал в начале лета владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров, выражая готовность покупать их.

Проблем у строительных компаний ожидают многие. Гендиректор AFI Development Александр Халдей ранее говорил, что ожидает нового витка финансового кризиса в отрасли осенью. AFI Development готова дешево скупать менее удачливых коллег.

«На рынке девелопмента денежное голодание. Особенно это касается небольших компаний и тех, кто в последние годы активно развивался, набирая площадки, – говорит аналитик «Ренессанс капитала» Петр Гришин. – Сейчас многие готовы вести переговоры о привлечении любых форм «гибридного» финансирования, в том числе за счет продажи доли в бизнесе – вплоть до контрольного пакета». Наиболее уязвимы в сегодняшней ситуации мелкие и средние компании – как в ритейле, так и в сфере недвижимости, добавляет аналитик МДМ-банка Михаил Галкин, для них увеличение стоимости финансирования сказалось в большей степени.

«У любой средней компании какая-то часть проектов продаваемая, и девелопер с удовольствием это сделает. Если к нам обратится ВТБ, его встретят с распростертыми объятиями: у нас есть что предложить – это доля в реальных проектах и, возможно, даже доля в компании», – подтверждает директор по развитию «Бенефит инжиниринг» Ярослав Козлов. «В условиях финансового кризиса акции компании были бы оценены слишком низко, поэтому, скорее всего, мы вели бы речь о продаже проектов или доли в них», – говорит коммерческий директор MR Group Ирина Дзюба.

ВТБ способен собрать тяжелый кэш-кулак, уступающий разве что Сбербанку, но тот непрофильных инвестиций не планирует. «Мы ничего для себя не исключаем, но все же основной деятельностью считаем финансовые услуги – и этому отдаем приоритет», – заявил «Ведомостям» член правления Сбербанка Денис Бугров.

У ВТБ высокий уровень достаточности капитала – 16,3% в начале года, он еще не использовал все средства, привлеченные в результате IPO, отмечает аналитик «Тройки диалог» Ольга Веселова. У него традиционно высокий объем высоколиквидных активов, по итогам I квартала их было более четверти. Поэтому ВТБ может себе позволить крупные покупки, резюмирует она.

В то же время банк не раз заявлял инвесторам и аналитикам, что снижает долю непрофильных доходов, напоминает Веселова. Перепродажа непрофильных бизнесов может хорошо отразиться на прибыли банка, но это непостоянный доход и риск. Инвесторы вряд ли оценят это, они всегда смотрят на доходы основного бизнеса – процентные и комиссионные.