Самосвал Lada

«АвтоВАЗ» ведет переговоры с американской Caterpillar о создании СП по производству строительной техники

Caterpillar

Крупнейший в мире производитель экскаваторной техники. Выручка – $44,96 млрд (2007 г.). Чистая прибыль – $3,5 млрд. Капитализация – $39,3 млрд. Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Capital World Investors (7,1%), State Street Global Advisors (4,2%).

О планах «АвтоВАЗа» по выходу в новый для себя сегмент с помощью Caterpillar вчера заявил гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов (госкорпорация контролирует 25% акций «АвтоВАЗа»). «Речь идет о крупнотоннажных самосвалах, экскаваторах и бульдозерах», – цитирует Чемезова «Интерфакс». Площадка, по его словам, может быть выбрана в Новосибирске. Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев. В Caterpillar комментарии предоставить не смогли.

«АвтоВАЗ» производит только легковые автомобили. По итогам первого полугодия его доля на российском рынке составила менее 25%. А крупнейшим игроком на рынке строительно-дорожной техники сейчас является группа ГАЗ Олега Дерипаски. По данным группы, она занимает 60% рынка в сегменте экскаваторов, 73% – в автогрейдерах.

Директор по стратегическому развитию и инвестициям дивизиона «Спецтехника» группы ГАЗ Наталья Алексеева говорит, что сегмент строительно-дорожной техники в России растет на 20–25% в год, в 2007 г. его объем составил $5 млрд. «АвтоВАЗ» мог заинтересоваться таким перспективным рынком, да и вдобавок рентабельность в этом сегменте выше, чем в легковых автомобилях, замечает аналитик «Метрополя» Михаил Пак: по EBITDA – в районе 18%, тогда как у «АвтоВАЗа» – менее 10%. А интерес Caterpillar к «АвтоВАЗу», по мнению Пака, может быть продиктован связями компании с государством. Именно оно в ближайшие годы будет инвестировать в строительство дорог и станет основным покупателем спецтехники.

На российском рынке в ближайшее время появятся и другие иностранцы: Komatsu строит завод по выпуску экскаваторов в Ярославле. Группа ГАЗ, по словам Алексеевой, также ведет переговоры о привлечении иностранного партнера в этот сегмент. Его имя будет названо в ближайшее время.

Новому игроку в этом сегменте будет сложно, считает Алексеева: «Здесь другая специфика, нежели на рынке легковых автомобилей, и важно иметь сервисную сеть». Чтобы проект был рентабельным, мощности нового производства должны быть не менее 1000 единиц техники в год, инвестиции в организацию такого производства могут составлять до $400–500 млн, считает Алексеева.