За вредность отвечают

Забота о корпоративной ответственности становится нормой жизни международного бизнеса и понемногу прививается в России, показал свежий опрос компании «Эрнст энд Янг»

По словам Игоря Петрова, корпоративного секретаря СД АФК «Система», стратегия корпоративной социальной ответственности (КСО) была принята компанией в этом году. Сейчас идет формирование отдельной структуры, ответственной за ее контроль и выполнение. Отчеты по международным стандартам ответственности предоставляют также Объединенная компания «Русский алюминий», «Интеррос», «Лукойл», «Норильский никель», «Еврохим».

«Наш департамент по связям с общественностью работает над целым комплексом поддержки социальных и культурных программ по всей России, – говорит зампред правления Альфа-банка Александр Гафин, – целевые благотворительные программы, программы помощи малоимущим и т. д. Но, на наш взгляд, этого мало: важно привить социальную ответственность каждому сотруднику – миллион долларов на благотворительность иногда важнее, если его предоставляют не из бюджета компании, а он складывается из пожертвований каждого сотрудника. Тогда корпоративная ответственность – это действительно общее дело».

Специальные комитеты по корпоративной ответственности при советах директоров сегодня есть у 71% крупнейших международных компаний – таковы результаты международного опроса «Управление корпоративной ответственностью», проведенного компанией «Эрнст энд Янг» среди представителей 31 компании, работающей в 20 отраслях и входящей в индекс FTSE 1000 (у 20% из них бизнес в России). 94% компаний признались, что имеют специальные разработки для выявления наиболее важных проблем, связанных с корпоративной ответственностью, а также для информирования совета директоров о ситуации в данной сфере. Во всех (100%) опрошенных организациях разработаны ключевые показатели эффективности. Примерно треть (30%) опрошенных компаний приглашала независимых экспертов для подготовки рекомендаций по важнейшим вопросам воздействия на окружающую среду, этическим и социальным аспектам деятельности. Для этого две компании (6% выборки) учредили независимые комиссии, куда вошли представители заинтересованных сторон.

«Международные нормы корпоративной ответственности сегодня подразумевают экологическую, экономическую и социальную ответственность бизнеса, – поясняет Ксения Лещинская, старший менеджер группы услуг в области устойчивого развития бизнеса в странах СНГ компании «Эрнcт энд Янг». – Для России, на мой взгляд, сегодня наиболее актуальны в этом спектре проблем экологическая ответственность (во времена СССР подобного понятия вообще не было), вопросы удержания персонала (в связи с дефицитом на кадровом рынке) и проблемы охраны труда».

Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы ФБК, считает, что забота о корпоративной ответственности – показатель зрелости бизнеса. В настоящее время под корпоративной ответственностью подразумевают «внешнюю» ответственность (отношение с государством и бизнесом), которая включает правовую и этическую стороны, и ответственность «внутреннюю» – перед сотрудниками, акционерами и партнерами компании. Если в 90-х гг. в России лишь задумывались над подобными проблемами, то теперь стали привлекать для контроля независимых экспертов и создавать специальные административные структуры.

По мнению Александра Филатова, управляющего директора Ассоциации независимых директоров, отдельными комитетами по КСО сегодня в России могут похвастаться единицы компаний. Но у многих есть проекты – социальные, экологические, правовые, – предполагающие широкое общественное участие и общественный резонанс. Поэтому часть функций контроля и развития таких программ отдается департаментам по связям с общественностью, замечает Филатов.