Вектор


Поздно спохватились

Одна из самых обсуждаемых тем этого года – IPO «Яндекса». Близкие к его андеррайтерам источники рассказывали, что «Яндекс» разместится на Nasdaq в октябре; летом прозвучала амбициозная оценка – $5 млрд. Тогда же на биржу собралась Mail.ru, но вскоре отказалась от этой идеи, а один из ее акционеров (Tiger Global Management) продал 15% Mail.ru компании Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Григория Фингера (теперь у нее контроль). После чего долю в DST получил бизнесмен Алишер Усманов. Теперь он же получит 10% «Яндекса», вероятнее всего, пакет ему продаст все тот же фонд Tiger, рассказывал «Ведомостям» близкий к акционерам «Яндекса» источник. Что будет с IPO, владельцы «Яндекса» не говорят. Но в ситуации глобального кризиса тема IPO, кажется, больше не актуальна. Если бы «Яндекс» решился на размещение, то был бы оценен не более чем в $1,5 млрд, уверен аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. Получить адекватную оценку он сможет самое раннее следующей весной. В этом году IPO не будет, уверен Шувалов. Вероятность IPO невелика, соглашается источник, близкий к банку, участвующему в подготовке «Яндекса» к IPO. Да и государство не прочь найти «Яндексу» понятного российского соинвестора, рассказывал высокопоставленный чиновник. В общем, не до биржи.

«Связьинвест» готовит новую стратегию развития, рассказал его гендиректор Александр Киселев. Еще в конце лета холдинг заказал ее разработку консалтинговым компаниям McKinsey, Roland Berger и инвестбанку UBS, а к концу осени руководство «Связьинвеста» рассчитывает представить предложения совету директоров. «Связьинвест» попросил консультантов дать несколько рекомендаций: как его «дочкам» распорядиться сотовыми активами; какая структура холдинга наиболее эффективна; на какие смежные рынки (в том числе в других странах) имело бы смысл выйти компаниям «Связьинвеста».

Всеми этими вопросами «Связьинвесту» стоило бы задаться лет пять назад. Но тогда руководство холдинга (во главе с гендиректором Валерием Яшиным и председателем совета директоров Леонидом Рейманом) сомнениями не терзалось: сотовые активы дешево продавались компании «Скай линк», а средства «дочек» шли вместо экспансии на закупку огромного числа лицензий Oracle за баснословные $157 млн да на отчисления в разные некоммерческие партнерства. Киселев, сменивший Яшина в 2006 г., тоже стал задавать вопросы только сейчас, в преддверии своей отставки. А самое печальное, что ответы на многие из них предрешены. На покупку зарубежных активов у «дочек» «Связьинвеста» просто нет средств, а резко увеличить долю на сотовом рынке в условиях 122%-ного проникновения малореально.

Не до биржи