Деньги в трубу

В условиях кризиса государство может поддержать крупные государственные проекты. Первый на очереди – нефтепровод ВСТО

«Восточная Сибирь – Тихий океан»

НЕФТЕПРОВОД. Первая очередь – 2757 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл., граница с Китаем). Смета – около 346 млрд руб. Завершение – IV квартал 2009 г. Вторая очередь – около 1900 км от Сковородино до бухты Козьмино (Приморский край) мощностью 30 млн т в год с расширением до 50 млн т, а также расширение всего трубопровода до 80 млн т. Завершение – 2011–2012 гг.

Правительство в связи с финансовым кризисом предпримет дополнительные меры по финансированию нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), заявил министр энергетики Сергей Шматко. «Компанию [«Транснефть»] мы один на один с рынком не оставим», – пообещал он (цитата по «Интерфаксу»). Если «Транснефть» будет занимать сейчас, это увеличит ее издержки, следовательно, приведет к росту тарифа, напомнил министр, пообещав компании «финансовую поддержку». Подробности он не раскрыл.

Помочь уже вызвался Внешэкономбанк. К финансированию крупных государственных проектов, в том числе ВСТО, необходимо привлекать госсредства, заявил заместитель председателя ВЭБа Анатолий Балло на инвестфоруме в Сочи. Во время кризиса рефинансирование займов на рыночных условиях может привести к росту инфляции, опасается он и предлагает «через определенные механизмы» направлять госсредства на такие проекты. Подробности он тоже раскрыл.

Проекты государственного масштаба, особенно инфраструктурные, могут пострадать от коммерческих ставок, объясняет сотрудник банка. Уже в июле Сбербанк поднял ставку по кредитной линии «Транснефти» на 145 млрд руб. до 12% (ранее было 7–10% в зависимости от срока пользования средствами). Заем привлекался как раз для финансирования ВСТО. Для такого проекта с большим государственным значением это очень высокая ставка, считает собеседник «Ведомостей» из ВЭБа. Если потребуется, банк готов давать кредиты на такие проекты, отмечает он.

Премьер Владимир Путин поручил вице-премьеру Алексею Кудрину проработать варианты финансирования ВСТО до 22 октября, рассказал чиновник правительства. Минэкономразвития и Минфин сейчас изучают инвестпрограмму «Транснефти». «Смотрим, насколько компания способна сама справиться, – нужно ли менять тариф, оказывать финансовую помощь из бюджета или привлекать новые кредиты», – говорит чиновник одного из министерств.

Если ситуация на рынке не ухудшится, строительство первой очереди ВСТО «Транснефть» рассчитывает завершить без дополнительных займов, говорит вице-президент компании Николай Барков. Но для второй очереди трубы и проекта БТС-2 потребуется поддержка, говорит он: «Вопрос в стадии обсуждения, никаких решений пока нет».