Олимпийский форум

На экономический форум в Сочи не смогли приехать финансовые власти и банкиры. Но все остальные его участники неплохо отдохнули
С.Портер

Самое ценное на сочинском форуме – кулуарные обсуждения проблем рынка, говорит гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов: стратегическое планирование было сейчас на втором плане. Форум проходит в таких условиях, когда все остальные вопросы, кроме кризиса, отодвинулись на второй план, согласен глава «Норникеля» Владимир Стржалковский. Бизнесу было важно услышать от руководства страны, что все в порядке. Было полезно сверить часы, согласен председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский.

Восьмой кубанский экономический форум закрепил претензии Сочи на второй по значимости конгресс в стране после петербургского. Приехали, в частности, премьер Владимир Путин, вице-премьер Александр Жуков, министры Дмитрий Козак, Эльвира Набиуллина, Вагит Алекперов («Лукойл»), Олег Дерипаска (Rusal), Михаил Прохоров («Онэксим»), Герман Греф (Сбербанк), Андрей Костин (ВТБ), Владимир Дмитриев (Внешэкономбанк). Дерипаска, впрочем, на публике появился лишь однажды, в компании Путина.

Не хватало только финансистов. «Все ехали за деньгами, но банкиров было мало», – говорит предправления ФК «Уралсиб» Андрей Донских. Из-за кризиса не могли покинуть Москву и чиновники, отвечающие за денежную политику.

Но публику финансовый кризис все равно волновал сильнее всего. «У нас международный инвестиционный форум, а сейчас многие задают себе вопрос: куда инвестировать, инвестировать ли вообще или лучше подождать, – инвесторы в панике бегут с многих рынков, а из России даже чуть быстрее», – открыл форум управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов.

Возникает ощущение, что «у кризиса нет дна», во всем мире растут инфляция и процентные ставки, что может привести к отказу от инвестпроектов, отметил Прохоров. Но кризис – это и пик возможностей по экспансии России в секторах, где она сильна, продолжил Прохоров, причем главное – не произвести продукт, а «скреативить» его, не «кто собрал», а «кто владеет схемой [от разработки до продажи]» и «где доход».

Прямые инвестиции менее рискованны, чем портфельные, делился впечатлениями Шаронов. Заходишь на этаж к трейдерам – рынок будто с ума сошел, а там, где просчитываются стратегические инвестиции, спокойно. На рынке кризис ликвидности и доверия: никто никого не кредитует, заметил Шаронов после выступления Путина и был им тут же прерван (см. фото): «Нельзя так говорить <...> Вот сидит в зале [предправления Сбербанка Герман] Греф, кредитует и чувствует себя прекрасно». Шаронов попытался объяснить, что у него как ведущего пленарного заседания такая задача – «усугублять», на что Путин мгновенно ответил: «А моя задача – сглаживать».

Не всем, правда, удалось встретиться. «Из-за милицейских кордонов встречу с заказчиком пришлось перенести на несколько часов», – говорит бизнесмен из небольшой европейской страны. А по утрам участники форума стояли в долгих сочинских пробках.

«Мы и в Сочи заново все строим, и в стране собираемся, – сказал на это замминистра экономразвития Станислав Воскресенский на круглом столе, посвященном бренду «Россия». – Смотрите, специально показываем: вот такая у нас в стране инфраструктура. А [через несколько лет] увидите, как здесь будет». Пока же лучшее, что мы можем предъявить миру, – олимпийские чемпионы, отметил Воскресенский. И пригласил выступать чемпионов Светлану Журову и Алексея Немова, призвавших покупать российские товары и верить в свои силы.