Первая нефть

В субботу вице-премьер Игорь Сечин торжественно запустил нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Пока нефть по нему идет на Запад

Нерешенных вопросов много, в том числе схема грузопотоков. До сих пор непонятно, будет ли построено ответвление трубы на Китай (планировалось на 15 млн т в год). Строительство этого участка во многом зависит от главного поставщика нефти в эту страну – государственной «Роснефти», рассказывали «Ведомостям» чиновники и источники, близкие к «Транснефти». Пока «Роснефть» не договорилась с Китаем о поставках нефти после 2010 г., рассказал менеджер компании. Учитывая эти сложности, не исключены новые задержки строительства трубы, считает аналитик ИБ «КИТ финанс» Константин Черепанов.

ВСТО

НЕФТЕПРОВОД. Первая очередь – 2757 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область, граница с Китаем). А также строительство нефтеналивного терминала в тихоокеанской бухте Козьмино. Смета – около 346 млрд руб.

ВСТО – один из самых масштабных проектов «Транснефти», был утвержден правительством еще в 2004 г. Строительство трубы началось спустя два года – в апреле 2006 г. Тогда планировалось, что в октябре – декабре 2008 г. будет запущена первая очередь нефтепровода – до Сковородино на границе с Китаем. Позже ее ввод был перенесен на конец 2009 г.

В субботу трубопровод начал работать в реверсном режиме – на участке 1105 км от Талакана до Тайшета. Первой в трубу поступила нефть Талаканского месторождения «Сургутнефтегаза». Сейчас ежемесячная добыча на нем – 120 000 т, к концу года ее планируется увеличить до 150 000 т. Ее компания транспортирует до Ангарской НХК в Тайшете. В октябре в трубу пойдет нефть и Верхнечонского месторождения (разрабатывает ТНК-ВР). К концу года планируется поставить в ВСТО до 200 000 т нефти, говорит представитель ТНК-ВР.

Сечин в субботу заверил, что «Транснефть» завершит строительство первой очереди ВСТО в декабре 2009 г. «Несмотря на все сложности, мы выдержим эти сроки, по-другому быть не может», – говорит вице-президент «Транснефти» Михаил Барков.