Философия льгот

Возможность получить налоговые каникулы важнее для российских предприятий, чем ставки налогов

В своем отношении к налогам российский средний бизнес похож на восточноазиатский: наибольший интерес (41% респондентов) для него представляют пятилетние налоговые каникулы, выяснила Grant Thornton. Компания опросила 7800 средних предприятий из 34 стран (в России – 250 компаний с персоналом 100–499 человек). Цель исследования – узнать, что привлекательно для компаний в налоговой системе при выборе юрисдикции для инвестиций (см. график на стр. А1).

Предприниматели ЕС (51%) больше всего хотят стабильности и низкой нагрузки на прибыль. Последнее качество ценят и большинство (53%) опрошенных бизнесменов из США, Канады и Мексики. Но и каникулы для них являются столь же значимым стимулом (50%).

Меньше всего российский бизнес интересуют льготы на инвестиции в научные разработки (6%). Эти льготы менее интересны только для японцев (1%) и шведов (3%). Почти не интересуют российских бизнесменов и льготы на инвестиции в основной капитал (17%).

Налоговая система в России либеральнее, чем в большинстве стран Европы и в США, говорит партнер Deloitte Владимир Гидирим. По данным Минфина, налоговая нагрузка на не нефтегазовый сектор в 2007 г. составила 28–29%. Российский бизнес привык искать способы оптимизации налогов, поэтому налоговые каникулы кажутся ему важным фактором, рассуждает Антон Данилов-Данильян из «Деловой России»: «Это философия льгот».

Для крупного бизнеса налоговая система страны, где производятся инвестиции, имеет вторичное значение, говорят директор по финансам «Базэла» Александр Лукин и представитель НЛМК Антон Базулев, важен сам актив и возможность синергии с российским производством.