Начни с себя

Топ-менеджеры ВТБ во главе с предправления Андреем Костиным могут ответить рублем за обвал котировок банка. Они готовы отказаться от бонусов. А Костин готов отказаться и от оплаты услуг за членство в совете директоров «Роснефти»

Компания разрабатывает программу сокращения издержек и отказ от вознаграждений независимым может стать ее частью, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель «Роснефти» Николай Манвелов от комментариев отказался. Планирует ли сама «Роснефть» урезать вознаграждения своим сотрудникам, он также не говорит.

РЖД и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в советах которых также заседает Костин, вознаграждений директорам не платят. Независимый директор РЖД и «Аэрофлота» Андрей Шаронов говорит, что сокращение бонусов топ-менеджеров этих компаний, по его словам, пока не обсуждалось. Хотя рассмотреть этот вопрос, по мнению Шаронова, «было бы целесообразно».

Представители «Газпрома» на вопросы о вознаграждениях не отвечают. Неофициальные версии в «Газпроме» и его «дочках» разные: топ-менеджер одной из «дочек» уверен, что бонусы и премии за этот год не сократятся, ведь он был очень успешным для «Газпрома». Другой, напротив, уверен, что небольшое сокращение будет. На совете директоров «Газпрома» такой вопрос пока не обсуждался, говорит чиновник, близкий к совету. Источник в Газпромбанке говорит, что решение еще не принято, но не исключает, что по итогам года независимые директора в совете вознаграждений также не увидят. Окончательно банк, по его словам, определится к концу года.

Счет на миллионы. 36,9

миллиона долларов – столько заработали руководители группы ВТБ за январь – июнь 2008 г. (включая пенсионные взносы). Эти деньги получили члены наблюдательного совета, правления и ревизионной комиссии ВТБ, а также топ-менеджеры ключевых дочерних компаний.

60,6

миллиона долларов составило вознаграждение ключевых руководителей группы ВТБ в 2007 г.

Топ-менеджеры ВТБ в этом году, возможно, откажутся от бонусов, рассказал источник в руководстве банка. Это вызвано ситуацией на рынке и необходимостью снижать издержки, говорит он. На неформальных встречах это обсуждалось, но на правление и наблюдательный совет вопрос не выносился, говорит другой топ-менеджер банка. По его словам, дополнительно к зарплате сотрудники ВТБ обычно получают премию, которая может выплачиваться несколько раз в год, и бонус по итогам года. Премия зависит прежде всего от результатов сотрудника и может составлять 40–100% годовой зарплаты, говорит собеседник «Ведомостей». Бонусные выплаты еще больше, но размер собеседники «Ведомостей» не называют. Они зависят от результатов банка и его капитализации и выплачиваются только ключевым менеджерам. А поскольку капитализация банка обвалилась, акционеры не поймут выплату бонусов, говорит один из собеседников «Ведомостей». Вице-президент ВТБ Василий Титов подтвердил, что идея сокращения вознаграждений менеджерам банка обсуждается.

«Тройка диалог» прогнозирует снижение прибыли ВТБ по итогам 2008 г. до $1,2 млрд (в 2007 г. – $1,5 млрд), прежде всего из-за убытков по ценным бумагам. Капитализация ВТБ с начала года снизилась на 73% до 221,9 млрд руб. (вчера на ММВБ).

А Костин готов отказаться и от вознаграждения за работу в совете директоров «Роснефти», рассказал источник, близкий к совету директоров госкомпании. Речь идет о выплатах по итогам 2008 г., уточнил Титов. Их размер пока не определен, но за 2006–2007 гг. Костин получал от «Роснефти» по $200 000 в год. Столько же выплачивалось президенту Barclays Capital Хансу Йоргу Рудлоффу. Вице-президент Российской академии наук (РАН) Александр Некипелов получал по $180 000 (остальные директора никакой платы не получают). Этот вопрос обсуждался на недавнем совете директоров «Роснефти» в рамках программы сокращения издержек, говорит Титов. Решение Костина он объясняет «текущей рыночной ситуацией, а также уважением к позиции миноритариев «Роснефти», высказанной на годовом собрании акционеров компании».

Выплата вознаграждений независимым – второй после дивидендов больной вопрос для миноритариев «Роснефти». Так, Владимир Синяков в июне заявил, что считать независимым Костина нельзя, ведь в банк его тоже назначает государство.

В приемной Рудлоффа соединить с ним не смогли, в приемной академика телефон молчал.

Сотрудник «Роснефти» утверждает, что инициатива отказа от выплат исходила от самого Костина и была поддержана другими независимыми директорами, но решения по этому поводу совет директоров не одобрял.

Представители «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-BP, ПИК, ОГК-1, «Русгидро», «Ростик групп», «Дикси», Altimo и группы ЛСР говорят, что в их компаниях вопрос о сокращении вознаграждений менеджерам или членам советов директоров не обсуждался. У членов совета директоров РБК мотивация в опционах на акции холдинга, которые по цене несравнимо выше нынешней цены бумаг, говорит председатель совета директоров РБК Герман Каплун. Бонусы менеджмента РБК привязаны к результатам. От них компания пока не планирует отказываться, хотя «если кризис будет серьезным, то и результат будет меньше», говорит Каплун.

Представители «Базэла», UC Rusal, «Северстали», Evraz Group, НЛМК, «КЭС-холдинга», финского Fortum (основной акционер ТГК-10), E.On (основной акционер ОГК-4) от комментариев отказались. Но сотрудники большинства из этих компаний утверждают, что решений по поводу бонусов еще не принято и пока не ясно, будут они или нет.