«Аэрофлот» просится в «Сибирь»

«Аэрофлот» мог бы взять в управление госпакет «Сибири», а затем получить и долю частных акционеров компании, предложил гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов

Предложение Окулова о передаче «Аэрофлоту» государственных 25,5% акций «Сибири» в прямое управление и затем приобретении компании изложено в письме министру транспорта Игорю Левитину, рассказал один из топ-менеджеров «Аэрофлота».

«Аэрофлот»

Крупнейший авиаперевозчик России. Пассажиропоток – 7,1 млн человек (январь – сентябрь 2008 г.). Выручка – $2,14 млрд (6 месяцев 2008 г., МСФО). Чистая прибыль – $72,2 млн. Капитализация – $2,55 млрд (РТС), 66,5 млрд руб. (ММВБ). Акционеры: государство – 51,17%, около 30% – у НРК.

«Сибирь»

Второй авиаперевозчик России. Пассажиропоток – 4,8 млн человек (январь – сентябрь 2008 г.). Выручка – 18,2 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г., РСБУ). Чистая прибыль – 157,8 млн руб. Акционеры: Наталья Филева – 63,26%, государство – 25,5%.

Окулов сетует, что российская отрасль авиаперевозок переживает глубокий кризис, который усугубился 40%-ным ростом цен на топливо и проблемами с кредитованием: «Необходимо, чтобы крупные авиаперевозчики максимально скоординировали свои действия по обеспечению безопасного, стабильного и бесперебойного воздушного сообщения» (цитата по «Интерфаксу»). Передача блокпакета «Сибири» «Аэрофлоту» позволит уже сейчас реализовывать синергию потенциального слияния: «На совместной базе предполагается создать современный унифицированный флот и эффективную совмещенную международную и внутреннюю сети маршрутов с хабами в крупных городах России, что обеспечит возможность выживания и развития отрасли».

Письмо Окулова получено, сообщил «Ведомостям» чиновник, близкий к Минтрансу, ответ будет дан на этой неделе – Окулов просит Минтранс выразить свою позицию и, скорее всего, она будет положительной. Что касается планов «Аэрофлота» по поглощению «Сибири», то это уже вопрос к частным акционерам, заключает он.

В «Сибири» о письме Окулова Левитину не известно, сообщил ее представитель Дмитрий Чуксеев, на имя гендиректора Владислава Филева не поступало от «Аэрофлота» предложений коммерческого характера. Никаких переговоров о возможном приобретении либо объединении с менеджментом «Аэрофлота» не велось. «Сибирь» не находится на продаже, но если поступит предложение, то оно будет рассмотрено. Вопрос цены – «Сибирь» стала дорогой компанией, заключает Чуксеев.

«Сибирь» – крупнейший перевозчик на внутреннем рынке, она стоит не больше $1 млрд, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Окулов не отказался от идеи консолидации, а сейчас, когда госпакеты большинства авиакомпаний забирают «Ростехнологии», вариантов совсем немного. Сахнова полагает, что «Аэрофлот» в состоянии помочь «Сибири» деньгами. А у Филева могут быть проблемы, предполагает она: «Сибирь» много кредитуется, имеет большой заказ на самолеты Airbus и Boeing, т. е. у нее большая сумма лизинговых платежей. На этой неделе «Сибирь» обратилась в правительство за финансовой помощью.

Финансовое положение «Аэрофлота» лучше: за 2007 г. он имеет соотношение долга и EBITDA меньше единицы.

2008 год будет для «Аэрофлота» гораздо хуже: прогноз чистой прибыли всего $85 млн, втрое меньше, чем в 2007 г., сообщает Сахнова.