Экономия на лампочке

Предприниматель проснулся в Юрии Осипенко в 17 лет. Первый капитал – родительские $100 – вернулся с прибылью в 600%. Сегодня годовой оборот его холдинга «Нация» – 87,8 млн руб.

Главное, что я вынес из студенчества, – умение зарабатывать», – говорит Осипенко. Сегодня события 1993 г. он вспоминает с улыбкой: как в погоне за самостоятельностью уехал из Ташкента учиться в луганский Восточноукраинский университет, как на втором курсе получил патент предпринимателя и открыл первый банковский счет, как, опасаясь рэкетиров, выбрал наименее понятный для них бизнес – фармацевтику (закупал в Москве модный американский аспирин по $1, а в Луганске продавал по $7).

Националистские настроения в Узбекистане вынудили семью предпринимателя перебраться в Россию. Выбрали Новочеркасск под Ростовом-на-Дону. Город-спутник казался благополучным и перспективным. «Отец основал небольшой бизнес по производству светотехники для индустрии развлечений. Но как только компания встала на ноги, сразу попала в поле зрения криминальных структур», – вспоминает Осипенко. Юрий свернул дела, собрал средства и поехал на помощь к родным.

В 2001 г. компания получила новое имя – «Нотис» – и новую жизнь. На семейном совете Осипенко-младший настоял, что собственное производство нерентабельно, и переориентировал работу компании с производства на торговлю. «Нотис» занялся поставками светового оборудования из-за рубежа, наладив прямые контакты с производителями, минуя московских посредников. За год оборот компании вырос с нуля до 140 млн руб. Яркий взлет сыграл с командой злую шутку. Компания вновь подверглась рейдерской атаке: арест счетов, обыски, изъятие документов, маски-шоу. За полтора года обороты сократились в 17 раз.

«Борьба за выживание заставила нас по-новому взглянуть на рынок и найти более перспективные ниши. Я всегда с готовностью инвестировал в научные разработки. Даже когда после дефолта 1998 г. собственное производство было закрыто, лабораторию и конструкторское бюро я сохранил», – рассказывает Осипенко. На их основе в 2005 г. и была создана группа компаний «Церс» – приоритетное направление холдинга, – которая занимается высокотехнологичным производством в области энергосберегающих технологий, НИОКР, инжинирингом.

Через барьеры

«В 2006 г. мы первыми в мире оборудовали светодиодами целую улицу в подарок городу Азову. Откровенно говоря, светильники были не самые эффективные, важен был прецедент», – признается Осипенко. Стратегию «троянского коня» «Церс» задействовал потом и в других российских городах. «Внедрение новых технологий повсеместно натыкается на чиновничий барьер. А делая городу подарок, мы создаем некий «центр возмущения», после которого игнорировать нас сложнее, – раскрывает секрет продвижения предприниматель. – В 2007 г. мы первыми из российских компаний приехали на профильную выставку в Арабские Эмираты, иностранцы очень удивились, что в России есть разработки такого уровня. Нас уверяли, что время их еще не пришло, что светодиоды годятся только для декоративного, максимум паркового освещения. Но столпотворение на нашем стенде свидетельствовало, что стратегия верна. Теперь по нашим стопам идут многие».

Конкуренты признают «Церс» одним из основных игроков. «Промышленными разработками обладают на данный момент три компании: «Прософт», «Церс» и «Фокус», – говорит Владислав Терехов, руководитель отдела продаж светотехники компании «Прософт». – Разработки уличных светильников мировыми лидерами светодиодов Philips и Osram пока дальше опытных образцов не продвинулись. Мы вышли на рынок на год позже, чем «Церс». Этот год потратили на разработку уникальной нанооптики. Сейчас наш светильник «Скат» и ростовский «Церс» будут проходить испытание на объектах «Мосгорсвета», к маю можно уже будет сказать, чьи разработки удачнее».

Александр Романовский, директор по маркетингу ООО «Фокус», считает, что рынок только формируется: «Пока ни один производитель не может сказать, хороший у него продукт или нет. Только в 2007 г. американцам удалось получить светодиод с мощным световым потоком – он может реально конкурировать с традиционными ламповыми источниками света. Долгосрочной практики использования нет ни у кого. По моим прогнозам, существенный спрос на такого рода продукцию стоит ожидать к 2010 г.».

Осветить всех

О перспективности направления говорят и в ГК «Роснано». Развитие производства светодиодной светотехники в инвестиционном плане перспективно, считает Сергей Поликарпов, управляющий директор по инвестиционной деятельности ГК «Роснано». Основным драйвером развития индустрии будет замена традиционных источников света на светодиодные лампы, которые превосходят традиционные по энергосбережению и сроку службы. Наиболее динамично это будет происходить в сегментах уличного освещения, а также объектов ЖКХ, коммерческих зданий и промышленных объектов, убеждены в госкорпорации.

То, что процесс начался, подтверждают и в ОАО «РЖД», стратегическим партнером которого «Церс» стал летом 2008 г. В департаменте технической политики рассказали, что в рамках подготовки к проекту внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте оценивают потенциал и разработки российских подрядчиков, задействуя их на пилотных объектах. Светильники «Церса» освещают перрон Ленинградского вокзала в Москве. «Подведение итогов впереди, но уже видно существенное снижение потребления электроэнергии. Хотя пока начальная стоимость светильников высоковата», – говорят в РЖД.

«За счет экономии на эксплуатации наш светильник окупает себя за три года, обладая ресурсом на 20 и более лет,– возражает Осипенко. – Светодиод увеличивает стоимость светоточки (опоры освещения) примерно на 15%. Но по мере развития технология будет дешеветь».

Mirax Group тоже опробовала новую технологию на одном из объектов. Андрей Темников, директор департамента экспертизы инженерии и инноваций, признался, что бюджет проекта составил более $900 000. Но в компании довольны результатом и планируют использовать светодиоды и на других проектах.

Ламповое лобби

«Во всем мире инновационный бизнес поддерживает государство. А у нас реальной поддержки нет», – сокрушается Осипенко. Основной проблемой разработчики считают ламповое лобби в административных кругах. «Cложно продвинуть проект, который оправдывает себя в течение 2–3 лет, даже если потом экономическая выгода будет исчисляться миллионами. Чиновник среднего звена откровенно говорит, что ему это неинтересно, так как в проекте отсутствуют эксплуатационные расходы, которые можно было бы списать, – с этим мнением Осипенко соглашаются и другие участники рынка. – Помимо экономической выгоды мы еще и улучшаем экологию. Простейшие лампы накаливания, которые до сих пор популярны в России, за рубежом уже просто запрещают, поскольку они больше греют, чем светят». В «Мосгорсвете» подтверждают, что при переxоде на светодиоды речь может идти о миллиардах сэкономленных в год рублей.

В 2007 г. прибыль холдинга «Нация» достигла 24,5 млн руб., за девять месяцев 2008 г. – 16,8 млн руб. Оборот направления «Церс» за 2007 г. составил 9,6 млн руб., а прибыль – 1,4 млн руб. «Сейчас, чтобы не потерять динамику, нам нужно двигаться еще быстрее. Если до этого мы развивались за счет оборотных средств, изредка привлекая короткие кредиты, то сейчас нужны крупные партнеры, стратегический инвестор», – говорит Осипенко.

В октябре 2008 г. «Церс» стал резидентом особой экономической зоны в Зеленограде и в ближайшее время готовится переехать в Москву. Остальные бизнесы холдинга продолжат работать на юге России. «В Зеленограде мы планируем развернуть научную работу, привлекая специалистов со всего мира. Ведем переговоры с ГК «Роснано» о подготовке и совместном производстве наночипов для светодиодов. Если проект состоится, нам удастся вернуть в Россию некоторых бывших советских ученых», – делится предприниматель.

В состоятельности планов ростовского холдинга не сомневается Дмитрий Княгинин, управляющий партнер Национальной сети бизнес-ангелов «Частный капитал». Его компания сейчас готовит раунд венчурных инвестиций для «Церса». «У компании уникальные разработки. И грамотная амбициозная команда. Доходность инвестиций в проект привлекательна, по скромным подсчетам, они планируют выйти на объем продаж около $80 млн в течение четырех лет», – заключает Княгинин.