Нечего возить

Автоперевозчики Приволжского округа в октябре недосчитались грузов, потери составили не менее 30%. У железнодорожников ситуация лучше

За 10 месяцев объем грузоперевозок на Куйбышевской железной дороге снизился на 1,6% до 56 млн т по сравнению с январем – октябрем 2007 г., а в октябре по сравнению с прошлогодним – уже на 9,4% до 5,7 млн т, сообщила пресс-служба дороги. По некоторым видам грузов потери значительно больше. Зерна перевезли на 54% меньше, чем в октябре прошлого года, цемента – на 50%, лома цветных металлов – на 41%. На 6,2% снизились перевозки нефти и нефтепродуктов, на 16,9% – химикатов и соды.

На Горьковской железной дороге (ГЖД) в октябре есть снижение грузоперевозок на несколько процентов, особенно по стройматериалам, говорит представитель дороги Леван Тодуа. Грузооборот в январе – сентябре – 147,9 млрд т-км (+6,3% по сравнению с девятью месяцами 2007 г.), сообщала ГЖД. Спрос на стройматериалы в октябре 2008 г. снизился на 25%, знает бывший гендиректор «Нижегородского дома и К», сейчас – советник председателя правления Лесбанка Андрей Баранов.

Компании, занятые автомобильными перевозками, тоже констатируют спад. Заместитель гендиректора самарской «Инфо-тэсс» Сергей Штанько рассказал, что в сентябре – октябре производители продовольствия снизили отгрузку на 60–70%. «Из-за кризиса мы стали работать по предоплате, и многие компании отзывают ранее поданные заявки», – объяснил Штанько.

Из-за падения цен на металл снизились перевозки у компаний, специализирующихся на его транспортировке, из-за подорожавших кредитов ритейлерам – перевозки продуктов, говорит старший координатор нижегородского филиала «Русской логистической службы» (автоперевозки в Москву, Екатеринбург, Татарстан) Елена Кан. Точных цифр она не привела.

Группа ГАЗ в октябре дважды останавливала конвейер, ранее представитель автозавода говорил о возможности снижения производства на 25–30%. Одновременно снижается отгрузка машин, говорит представитель группы Олег Гамов. 60% собранных ГАЗом автомобилей уходит к дилерам автотранспортом, 35% – своим ходом, 5% – по железной дороге, рассказывает другой менеджер ГАЗа. По данным пресс-службы «АвтоВАЗа», отгрузка автомобилей в сентябре составила 74 100 автомобилей (минус 400 к августу).

По оценке ведущего эксперта «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, наибольшие потери несут автоперевозчики ПФО: в октябре – минус 30–50% от ежемесячных докризисных объемов. Железнодорожные перевозки в округе лишь замедлят рост – до 6–8% вместо 10–12% в год, предполагает эксперт.