Сокращают устриц

Над новогодними корпоративами, поводом для щедрых трат в последние годы, занесен топор. Многие компании, особенно финансовые, отказались от них совсем, другие уменьшают размах, вычеркивая из меню устриц и сокращая списки приглашенных

Затянули пояса. 27%

компаний Великобритании сообщили, что они сокращают расходы на развлечения сотрудников, в том числе на рождественские мероприятия.

Финансовые группы Citigroup, Merrill Lynch и Goldman Sachs, потерявшие миллиарды долларов на «отравленных» ценных бумагах, отказались от экстравагантных рождественских вечеринок. «Даже если вы можете устроить праздник, что праздновать в этом году? Год выдался адский», – заявил один из руководителей крупного банка США.

Банк Barclays сообщил тысячам сотрудников, что в этом году отменяются все праздничные мероприятия, кроме елок для детей. «В текущей сложной обстановке мы не должны делать что-либо, что может показаться неподобающим кому-то из акционеров», – написал в обращении Рич Риччи, главный операционный директор.

Вход несвободный

Некоторые банки все-таки будут праздновать – скажем, руководство подразделений Credit Suisse давно оплатило мероприятия, – но ничего грандиозного не предвидится. А Mitsubishi UFJ Financial Group будет брать с журналистов 2000 иен ($20) за посещение вечеринки для прессы в Токио.

Банк Morgan Stanley пошел еще дальше, сообщив работникам, что деньги, предназначавшиеся для празднования Рождества (по оценкам одного из сотрудников, от $2 млн до $3 млн), будут направлены на благотворительные цели. Ситуация типична не только для банков. Американские производители автомобилей General Motors и Chrysler отменили вечеринки для прессы, а их конкурент – компания Ford сократила масштаб мероприятия, перенеся его в помещение компании: большая разница по сравнению с шикарным праздником 2006 г. в здании Fox Theatre в центре Детройта. Компании American Express, ABC News и Viacom также наложили вето на празднования, хотя Viacom собирается компенсировать отмену праздника сотрудникам, предоставив им два дополнительных выходных.

«Сливки» или «Виагра»

В нынешнем году празднование Дня нефтяника обошлось компании «Интегра» почти на треть дешевле, чем в прошлом, рассказывает Сергей Бельдинский, PR-директор компании. По его словам, традиционный большой банкет в ресторане с концертом звезд ранга Uma2rmaН и «Виагра» заменили более камерным вечером с фуршетом в боулинг-клубе и выступлением группы «Сливки». Сейчас менеджмент раздумывает о подобном же формате празднования Нового года, тем более что игры в боулинг и бильярд понравились сотрудникам.

По словам Веры Тоцкой, менеджера по связям с общественностью PwC, в этом году бюджет корпоративного празднования PwC существенно уменьшится за счет изменения самого формата празднования. Если раньше принято было проводить общий корпоративный вечер в крупном развлекательном центре (около 2000 сотрудников и члены их семей), то в этом праздновать будут по отделам компании в рамках установленного бюджета. Но, по словам Тоцкой, изменение формата планировалось до кризиса и связано еще с традицией летнего корпоративного пикника в конце финансового года.

Начальник пресс-службы ВТБ Максим Лунев бюджет прошлогодних корпоративов ВТБ прокомментировать отказался и сообщил, что в этом году ВТБ отменил все новогодние мероприятия.

«Что уж говорить о мелких компаниях, когда даже крупнейшие наши монстры, у которых пока нет и намека на серьезные проблемы, повально отменяют корпоративные вечеринки, – разводит руками продюсер и ивент-менеджер Мария Захарова. – Объем заказов на новогодние корпоративы уже уменьшился процентов на 60. Самые красивые залы Москвы, которые арендуют за год вперед, стоят пустые, их предлагают по ценам, сниженным на 20–30%. Эстрадные звезды уже скидывают 35% цены на свои новогодние выступления и готовы обсуждать любые условия».

С излишеством и без

Хотя отмена мероприятий – легкий способ сэкономить, это может привести к обратным результатам, если не подойти к ней осторожно и если ее не будут воспринимать как справедливую. Роберт Миатт, специалист по психологии занятости из компании Kaisen, предупреждает, что из-за экономии на праздниках «люди могут подумать, что от них меньше ожидают, и эта мысль может реализоваться». Лучше сказать, советует он, «у нашей организации большое будущее и у нас впереди еще будут праздники, но сейчас мы отказываемся от некоторых излишеств».

Надежда Ерохина, руководитель отдела по работе с клиентами «Бюро событий Z-Orange», рассказывает, что они подготовили антикризисную программу празднования Нового года: «Она позволяет сэкономить на аренде зала и на кейтеринге – рассчитана на небольшой офис, подойдет операционный зал, переговорная. Однако это не банальное приглашение Деда Мороза, а полноценная интерактивная программа. Средний бюджет стандартного Нового года на компанию в 100 человек – от 250 000 до 1 млн руб., антикризисная программа обойдется в сумму от 100 000 до 200 000 руб.».

А вот ресторатор Андрей Деллос уверен, что в новогоднюю ночь в его ресторанах празднование будет особенно активным, поскольку в связи с кризисом многие состоятельные москвичи отменили поездки на дорогие курорты. Не изменится, по его мнению, и количество корпоративных заказов: «Пик заказов именно новогодних корпоративов приходится на конец ноября. И первые заказы уже есть. Динамики снижения я не вижу. Незначительно – примерно на 10% – сократилось количество корпоративных вечеров, связанных с другими поводами. Чувствуется, что люди поприжались. Но сказать, чтобы массово аннулировались банкеты, не могу. Снижать цены на корпоративные новогодние банкеты мы не будем».

«Мы планируем отметить Новый год, несмотря на политику сокращения расходов, – сообщил председатель правления «Юникредит банка» Михаил Алексеев. – Кризис кризисом, а порадовать людей хочется, потому что команда для нас – главное. Тем более что новогодняя вечеринка не всегда требует большого бюджета. Интересная идея, грамотная организация, хорошая музыка – именно это создает атмосферу праздника, а не устрицы или «Вдова Клико».