В очередь за деньгами

Вице-премьер Сергей Иванов хочет помочь транспортным компаниям. Комиссия под его руководством решила, что государству стоит дать деньги банкам для льготного кредитования предприятий отрасли – под 14–15% годовых
С.Портер

Мишарин пояснил, что к льготному кредитованию могут прибегнуть авиакомпании, грузоперевозчики, порты и пароходства. Чиновник надеется, что решение о выделении средств может быть принято до конца года. Выдавать кредиты, по его словам, должны государственные и приравненные к ним банки – ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк и Транскредитбанк. 14–15% – очень хорошая ставка, считает он: сейчас она нередко зашкаливает за 20%. Мишарин отметил, что не будет никакого списка транспортных компаний, которые могут рассчитывать на льготу. Получат те, кто выполнит традиционные требования банков по залогу и проч., подчеркивает он.

Льготный кредит – одна из мер по поддержке авиаотрасли, которую предложили перевозчики, говорит заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. По его словам, ставка до 15% вполне приемлема для «Аэрофлота». Средства нужны для текущей деятельности – платить за керосин, аэропортовые и аэронавигационные услуги, перечисляет Кошляков. «Аэрофлот» хотел бы взять 4–5 млрд руб., уточнил источник в авиакомпании.

Правительство готово обеспечить транспортные предприятия льготными кредитами. Их ставка не должна превышать ставку рефинансирования Банка России (сейчас 12%) плюс 2–3%, говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по транспорту и связи под руководством Иванова от 21 ноября (копия протокола есть у «Ведомостей»). Средства на льготные кредиты пойдут из той суммы, которую государство выделило на поддержку финансового рынка и отраслей экономики (по данным на октябрь, это около 6 трлн руб. – «Ведомости»), уточнил замминистра транспорта Александр Мишарин. На какую именно сумму могут рассчитывать компании транспортной отрасли, а также сроки и цели предоставления кредитов он не сообщил.

К концу ноября Минфин и Минтранс должны предоставить окончательные предложения, отметил Мишарин. А последнее слово за правительством. Пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков от комментариев отказался, сославшись на то, что в правительство еще не поступало соответствующих документов.

Сейчас кредиты под 14–15% могут быть предоставлены только супернадежным заемщикам, говорит президент Транскредитбанка Сергей Пушкин. Среди транспортников таких немного – прежде всего это компании с госучастием. Транскредитбанк готов выделять льготные кредиты, если государство даст под это деньги. Сейчас у банка минимальная ставка 15–16%, уточнил Пушкин. Но зампред правления ВТБ Василий Титов указывает, что большинство кредитов его банк и так выдает под 14–18%.

Сотрудник РЖД считает ставку в 14–15% «неплохой». Он не исключает, что госмонополия может подать заявку. Железнодорожные грузоперевозчики, входящие в группу Fesco («Трансгарант», «Русская тройка»), «с удовольствием» возьмут такие кредиты, ведь сейчас банки предлагают деньги почти вдвое дороже, говорит заместитель гендиректора Fesco Сергей Гущин. Средства, в частности, можно направить на погашение ранее взятых кредитов, покупку новых вагонов. А вот Новороссийский морской торговый порт льготные кредиты не возьмет. Если брать деньги, то только под развитие, но сейчас планировать новые проекты не время, отмечает первый заместитель гендиректора Дмитрий Болотов, а для текущей деятельности у порта средства есть.

Спрос на льготные кредиты будет, уверена аналитик ВТБ Елена Сахнова. В первую очередь со стороны авиаторов. Они «наиболее нуждающиеся», поясняет эксперт. В реальном выражении (с вычетом инфляции 12,2%) ставка просто копеечная, говорит Сахнова. Главное, чтобы у заемщиков не возникло проблем с предоставлением залога. Но с этим могут столкнуться небольшие компании, резюмирует эксперт.