Вектор


Как это ни парадоксально, но кризис может оказаться на руку «Аэрофлоту», считают аналитики Альфа-банка. Во вчерашнем обзоре они указали, что наибольшую прибыль перевозчик заработает при пессимистическом сценарии развития экономики: жесткая посадка в 2009 г. и последующие четыре года вялого роста. А все потому, что за нефтью (по расчетам аналитиков, ее цена в будущем году составит $40 за баррель, в 2015 г. – $60) подешевеет и керосин. В итоге затраты «Аэрофлота» на авиа-ГСМ серьезно сократятся: если в 2008 г. они составят около 40% операционных расходов, то в 2009 г. могут снизиться до 24%.

Новогодний подарок

Как ни мечтали менеджеры «Газпрома» отметить Новый год с семьей, сделать этого, похоже, не получится. История с украинскими долгами продолжается. К 1 декабря «Нафтогаз Украины» должен был перечислить $550 млн долга за сентябрь и часть октября. И только потом «Газпром» обещал продолжить переговоры о прямых поставках в 2009–2011 гг. Срок прошел. Но поставщик газа – швейцарская Rosukrenergo получила лишь $268,7 млн, заявил вчера представитель компании Андрей Кнутов. И вместе с уже выставленным счетом за декабрь общий долг «Нафтогаза» составляет теперь $3,057 млрд, добавляет он.

Вчера делегация «Нафтогаза» уже прилетала в Москву, завтра – продолжение переговоров. Украина просит об отсрочке, заявил представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Но вряд ли до праздников украинский холдинг найдет даже часть денег. А значит, нормальных праздников у менеджеров «Газпрома» может и не быть.

Отказали в страховке

Туристам, которые могут пострадать от беспорядков в Таиланде, не придется рассчитывать на страховое возмещение. Оказалось, что события в этой стране подпадают под определение форс-мажора. Например, стандартный полис страхования путешественников «Росно» включает покрытие медицинских и медико-транспортных расходов в случае острого внезапного заболевания или травмы. Данная страховка не исключает покрытия расходов в случае нанесения ущерба здоровью в результате террористического акта либо стихийных бедствий. Но исключением, при котором страховка работать не будет, являются: ущерб, связанный с любыми последствиями военных действий, народных волнений, а также в случае, когда местные государственные органы препятствуют исполнению страховщиком своих обязательств. Туристов и операторов это не смущает – самолеты в Таиланд не уходят полупустыми. Тем более что организаторы беспорядков вчера пообещали освободить аэропорты «Суварнабхуми» и «Дон Муанг».

Кризис в помощь

Спрос на услуги авиакомпаний снизится. Но «Аэрофлот» сохранит господство на российском рынке (его доля – 23%, у ближайшего конкурента – «Сибири» – 12%) и компенсирует часть негативных факторов за счет дефицита предложения, слабой конкуренции и сильной господдержки, полагают аналитики Альфа-банка. А вот если экономика совершит мягкую посадку, т. е. после кризиса быстро возвратится к росту, то нефть в $70 за баррель в будущем году и $90 в 2015 г. уже не снизит расходы «Аэрофлота» на топливо (они составят 33% операционных расходов), а значит, и на хорошую прибыль рассчитывать не придется.