Взгляд простодушного

На открытие «Семейного кутежа» народу пришло больше, чем вмещает галерея «Проун», – выставок Пиросмани в Москве давно не было

Привыкли. Марина Лошак

куратор. «Я впервые собирала выставку с таким трудом – владельцам даже на время не хотелось расставаться с картинами Пиросмани»

Нико Пиросмани – художник, воспетый кинематографом и советской песней. Судьба гениального самоучки, писавшего вывески в родном Тифлисе, умершего в нищете, но на пороге большой славы, – сюжет неизменно популярный. Выставка в галерее «Проун», где показывают два десятка произведений Пиросмани, напоминает об одном эпизоде из этого сюжета.

Конечно, главное на выставке – картины Нико Пиросмани из частных коллекций и Московского музея современного искусства (т. е. собранные Зурабом Церетели). Писанные маслом на картоне, жести и черной клеенке (любимый материал и очень крепкий) сцены застолья, натюрморты, портреты людей, изображения животных и вывески с русскими словами, пожертвовавшими парой букв, чтобы уместиться между фигурой духанщика и пивной бочкой, – все эти картины обладают обезоруживающим обаянием.

Они созданы простодушным художником, кажется не устававшим удивляться самой возможности собственноручного воспроизведения окружающего мира. Одна из лучших работ здесь портрет Ильи Зданевича, написанный в 1913 г. по настойчивому заказу портретируемого. Уроженцы Тифлиса Илья и Кирилл Зданевичи и их петербургский друг Михаил Ле-Дантю открыли миру художника Нико Пиросмани. Этот факт и стал поводом для выставки.

Художник Ле-Дантю (погиб в Первую мировую), приехав в Тифлис на каникулы, разглядел среди городских вывесок гениальные и купил пару из них, потратив часть денег, присланных матерью для покупки ботинок.

Восемнадцатилетний начинающий поэт-футурист Илья Зданевич разыскал автора этих гениальных вывесок, написал о нем пламенные и витиеватые тексты, привез его картины в Москву на организованную футуристами выставку «Мишень».

Его брат Кирилл Зданевич всю жизнь собирал и изучал творчество наивного художника. Собранные Зданевичами работы стали основой коллекции Пиросмани в Национальном музее Грузии. Вещи из этого музея вряд ли в близком будущем приедут на выставку в Москву.

Так что галерея «Проун» дала зрителям редкую возможность посмотреть на портреты духанщиков и торговцев, раненого солдата и сестры милосердия, на воинственного желтого льва и большого добродушного медведя. И напомнила о трех азартных молодых людях, почти век назад обнаруживших изгоя и пьяницу, в котором никто до них не сумел разглядеть теперь самого знаменитого грузинского художника.