Незачем спешить

На этой неделе ФСФР приостановила действие лицензии профучастника рынка ценных бумаг «Юниаструм банка». Пайщики его многочисленных фондов пока могут вывести оставшиеся в них деньги. Но стоит ли это делать немедленно?

В результате приостановки лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами (см. «Ведомости» от 10.12.2008) была заморожена работа всех 78 общих фондов банковского управления (ОФБУ) «Юниаструма» семейства «Премьер» с совокупными активами около 917 млн руб. Их пайщиками, по данным пресс-службы банка на 9 декабря, являлись 9376 физических лиц.

Как пояснил по телефону инвестконсультант фондов Вячеслав, с 10 декабря приостановлен прием заявок на покупку и обмен долей ОФБУ, но заявки на вывод средств принимаются. Поскольку у «Юниаструма» банковская лицензия в порядке, счета не заморожены, формально он может возвращать деньги клиентам фондов.

Согласно инструкции ЦБ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» (документ, регламентирующий деятельность ОФБУ) в этом случае банк обязан рассчитаться с клиентами либо деньгами фонда, либо своими собственными. Срок расчета указан в общих условиях создания и управления имуществом ОФБУ или договоре, уточняет начальник отдела доверительного управления банка «Центрокредит» Татьяна Макрышева. В фондах «Юниаструма» он равен 7–10 рабочим дням с момента подачи заявки.

С надеждой на большее

Однако, по словам сотрудников банка, сейчас вывести деньги хотят единицы пайщиков. Вероятно, потому, что стоят доли в фондах слишком дешево: с начала года большинство из них из-за некачественного управления подешевели на 15–98%, основной спад пришелся на осень. Пайщики хотят получить больше. «Если удастся доказать, что сделки управляющего последних месяцев были неправомерными, их отменят и банку придется вернуть нам средства исходя из стоимости активов до совершения этих операций», – верит клиентка одного из фондов Елена. Адвокат компании «Князев и партнеры» Руслан Конорев (он представляет интересы отдельных пайщиков) намерен доказать в суде, что никакие рыночные механизмы и риски не оправдывают такие действия доверительного управляющего, как сделки с аффилированными лицами, пирамида репо, векселя в активах фондов. Он считает, что у банка удастся отсудить минимум половину вложенных пайщиками средств.

Выплаты с отсрочкой

Эксперты также не советуют срочно разрывать отношения с фондами. Дополнительных потерь после приостановки работы фондов быть не должно, считает управляющий ОФБУ банка «Зенит» Сергей Матюшин.

По данным исполнительного директора АЗИПИ Анны Полозковой, в последний месяц фонды «Юниаструма» не вели активных операций, стоимость паев и чистых активов почти не менялась. Как пояснили в самом банке, активы всех фондов, кроме «Премьер – акций России снижающегося рынка», «Премьер – акций США снижающегося рынка» и «Премьер – нефти снижающегося рынка», переведены в деньги. То есть не могут обесцениваться из-за негативной рыночной динамики.

Единственная расходная статья – комиссия за управление, которую банк продолжает исправно взимать с активов фондов: по правилам «Юниаструма» – 0,5–3% от СЧА в год.

По словам Матюшина, ситуация на фондовом рынке со временем может измениться к лучшему и стоимость долей фондов, активы которых еще в бумагах, – вырасти.

На устранение нарушений ФСФР дала «Юниаструм банку» три месяца. Банк обещает предпринять «все необходимые мероприятия по восстановлению действия лицензии ФСФР». Но если этого не произойдет, деньги придется срочно забирать до истечения трех месяцев. ФСФР будет вынуждена отозвать лицензию, фонды будут ликвидированы. После чего, вывести деньги можно будет не скоро. «До сих пор примеров принудительного расформирования ОФБУ не было, сколько времени это займет – не известно», – говорит руководитель доверительного управления банка «Петрокоммерц» Николай Лебедев (см. врез). Но в общих условиях ОФБУ «Юниаструм банка» на реализацию активов и расчет с клиентами при прекращении фондов отводится 90 дней.