РЖД в убытках

РЖД в IV квартале получила чистый убыток в 25 млрд руб., на весь год компания прогнозирует прибыль всего в 2 млрд руб. Правительство думает о пересмотре ее инвестпрограммы на 2009 г.
Е.Кузьмина

РЖД

железнодорожная монополия. Акционер – государство (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2007): Выручка – 1,016 трлн руб., Чистая прибыль – 144,9 млрд руб.

В этом году РЖД получит всего 2 млрд руб. чистой прибыли, объявил вчера президент компании Владимир Якунин. А ведь еще летом РЖД прогнозировали в шесть раз большую прибыль – 12 млрд руб. При том что за девять месяцев этого года, по РСБУ, компания заработала 27,3 млрд руб., а еще в ноябре прогноз на весь год составлял 5,6 млрд руб.

Получается, что в IV квартале убыток РЖД составил около 25 млрд руб., говорит директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. Но он напоминает, что результаты IV квартала в РЖД всегда хуже, поскольку в отчетности отражаются расходы, которые не попали в нее в первых трех кварталах. По словам сотрудника РЖД, на IV квартал приходится более 35% расходов всей инвестпрограммы. Представитель РЖД подтверждает, что три последних месяца года принесли компании большой убыток. Произошло это за счет снижения грузоперевозок, объясняет он. В октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они упали на 4%, в ноябре – на 21%, а в декабре было рекордное падение на 26%, сообщила компания.

На следующий год РЖД прогнозирует дальнейшее падение. Якунин объявил, что, по оптимистичным подсчетам, грузоперевозки упадут всего на 6%, а по пессимистичным – на 19%. Ранее сообщалось, что при падении перевозок даже на 6% доходы монополии упадут на 75 млрд руб. Именно таким и должен был быть дефицит инвестпрограммы. Она утверждена осенью в объеме 432 млрд руб.

Якунин сообщил вчера, что РЖД может сама профинансировать из этой суммы 252,4 млрд руб., а дальше ей потребуется господдержка. Для привлечения денег у государства РЖД планирует выпустить инфраструктурные облигации на 100 млрд руб., привлекать кредиты госбанков и увеличить уставный капитал.

Правда, сама инвестпрограмма может быть снижена. К этому вопросу правительство может вернуться в январе, заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин. Сейчас рассматривается три варианта инвестпрограммы, рассказал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник в правительстве: на 250 млрд руб., на 300 млрд руб. и более чем на 400 млрд руб. – как было изначально. Дополнительные вложения государства в уставный капитал РЖД и одобрение облигационного займа в любом случае потребуются, говорит высокопоставленный чиновник в правительстве, отмечая, что размер госпомощи еще не определен.

При пессимистическом сценарии в 250 млрд руб. РЖД сможет позволить себе строительство только 7000 км железнодорожного полотна вместо запланированных 20 000 км и закупить лишь 60–70% подвижного состава от необходимого объема, считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Также РЖД придется заморозить часть проектов, например строительство железных дорог до месторождений, не исключает Саакян. Но сокращать инвестпрограмму нужно осторожно, предупреждает он, ведь монополия не сможет обслужить увеличивающийся грузопоток, когда объемы перевозок вырастут.