Все дороже

В конце года «Транснефть» готовится закончить главную стройку – первую очередь Восточного нефтепровода. Несмотря на кризис, за год проект подорожал на треть – до 450 млрд руб.
Д. Гришкин

Восточная Сибирь – Тихий Океан

нефтепровод. Первая очередь – 2757 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл., граница с Китаем), а также строительство нефтеналивного терминала в тихоокеанской бухте Козьмино. Вторая очередь – 1963 км мощностью 30 млн т в год с расширением до 50 млн т (и первой очереди до 80 млн т) от Сковородино до бухты Козьмино. Окончание строительства – конец 2013 – начало 2014 г. Общая смета не называлась.

«Транснефти» нипочем экономический кризис: она не собирается сокращать сотрудников и даже подняла зарплаты – на 10% с 1 января, рассказал ее президент Николай Токарев. В отличие от большинства монополий ей не пришлось серьезно сокращать инвестпрограмму на 2009 г. В декабре правительственная комиссия по ТЭКу утвердила ее в размере 217 млрд руб. (инвестиции в новое строительство до 2020 г. планируются в размере 713 млрд руб.), сообщил Токарев. Это сопоставимо с годовой выручкой «Транснефти»: в 2008 г. она (предварительно) составила 248 млрд руб., чистая прибыль – около 70 млрд руб., сказал он.

Более 70% всех инвестиций 2009 г. пойдет на строительство первой очереди ВСТО (включая терминал Козьмино, см. справку).

Главная стройка «Транснефти» опять подорожала. В декабре общая стоимость проекта была проиндексирована на размер инфляции, рассказал Токарев, цена ВСТО-1 выросла на 21% до 390 млрд руб. До индексации труба стоила 322 млрд руб. А почти год назад в интервью «Ведомостям» Токарев называл размер бюджета ВСТО-1 в 303 млрд руб., Козьмино – 43 млрд руб. Терминал после индексации стоит около 60 млрд руб. Исходя из этого проект подорожал за год на 30%. Индексация на уровень инфляции была предусмотрена ТЭО проекта, объяснил Токарев. Пересчет можно было сделать при реализации проекта более чем наполовину. Сейчас линейная часть готова на 83%, нефтеперекачивающие станции, промплощадки и другие объекты – на 65%, Козьмино – на 27%.

Непонятно, за какой период компания пересчитала затраты (Токарев этого не сказал), ведь инфляция в прошлом году составила 13,3%, а цены производителей за 11 месяцев выросли на 0,6%, отмечает аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. Кроме того, с начала строительства стоимость трубы постоянно росла, отмечает он.

Запуск ВСТО-1 намечен на 25 декабря, хотя из-за кризиса есть проблемы у подрядчиков и поставщиков, оговорился Токарев. Но в этом году компания запланировала старт и других строек – БТС-2 и ВСТО-2.

Для реализации всех планов придется занять более 160 млрд руб., 54 млрд руб. компания готова профинансировать самостоятельно, сказал он. Около 135 млрд руб. монополия рассчитывает привлечь, разместив долгосрочные инфраструктурные облигации сроком на 3–12 лет, уточнил глава «Транснефти». Окончательного решения о сроках и параметрах выпуска нет, но «Транснефть» надеется, что разместить бумаги по закрытой подписке в пользу госбанков удастся уже в I квартале.

Кроме того, монополия договаривается с Китаем о привлечении кредита на $10 млрд в рамках проекта по строительству ответвления от ВСТО в Поднебесную. «Черта [в переговорах] еще не подведена», – отметил вчера Токарев. Вопросы, связанные непосредственно со строительством ответвления, по его словам, в целом решены, а переговоры о кредитах «вышли на уровень, требующий политического решения».