«Аэрофлот» взял курс на Чехию

Несмотря на кризис, «Аэрофлот» не оставляет надежды на покупку европейского актива. Компания подаст заявку на покупку Czech Airlines (CSA)

«Аэрофлот» планирует подать заявку на конкурс, заявил «Ведомостям» заместитель гендиректора Михаил Полубояринов. Сколько «Аэрофлот» готов заплатить за чешскую авиакомпанию, он не сказал.

Czech Airlines

Авиаперевозчик. Осуществляет полеты в 44 страны по 104 направлениям. Авиапарк – 51 самолет. Входит в альянс SkyTeam. Акционеры: Чешская Республика в лице министерства финансов (91,51%), Ceska pojistovna a.s. (4,33%), города Прага (2,94%) и Братислава (0,98%), National Property Fund of the Slovak Republic (0,24%). Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г.): выручка – $1,13 млрд, прибыль – $22,1 млн. Перевозки (9 месяцев) – 4,4 млн человек.

Условия конкурса на приватизацию 92% акций CSA минфин Чехии объявит 19 января, рассказала «Ведомостям» представитель министерства Сюзанна Хохолова.

Об интересе «Аэрофлота» к госпакету CSA знает чиновник чешского минфина. По его словам, минфин получил запросы об условиях конкурса более чем от 10 компаний.

Представитель CSA Даниэла Хупакова отказалась от комментариев.

«Аэрофлот» уже пытался купить госпакеты трех европейских перевозчиков, но каждый раз в последний момент выбывал из борьбы. Он претендовал на 39,9% итальянской Alitalia, но к осени интерес к ней пропал из-за слишком высокой цены. В итоге Alitalia досталась консорциуму инвесторов Compagnia Aerea Italiana. Летом прошлого года «Аэрофлот» интересовался 41,6% австрийской Austrian Airlines, но отказался от участия в конкурсе. После долгих раздумий «Аэрофлот» не стал покупать и сербскую JAT.

На CSA гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов обратил внимание еще в октябре 2007 г., когда стало понятно, что его компания не будет претендовать на Alitalia.

Для оплаты сделки будут привлекаться кредиты, говорит представитель авиакомпании Лев Кошляков, причем «Аэрофлот» не будет платить всю сумму, а подаст заявку вместе с финансовым партнером. Назвать его Кошляков отказался.

По оценке аналитика «ВТБ капитала» Елены Сахновой, вся CSA может стоить около $800 млн (более $735 млн за 92%), но из этой суммы нужно вычесть долг, который компания не раскрывает.

Руководитель аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго оценивает CSA не более чем в $400 млн и дороже стартовая площадка для выхода на европейский рынок «Аэрофлоту» вряд ли нужна. На покупку «Аэрофлот» может занять у госбанков или на европейском рынке; он не перекредитован – долг к EBITDA у него чуть больше 1, отмечает Шаго.

Это лучший актив из тех, которыми интересовался «Аэрофлот», считает главный редактор Aviaport.ru Олег Пантелеев: у CSA небольшой долг, хорошие позиции в Восточной Европе.

Но теперь покупка европейской авиакомпании для «Аэрофлота» не так выгодна, как год назад: перевозки в Европе падают, а конкуренция растет. За год пассажирские перевозки в Европе выросли на 2,2%, но за октябрь – ноябрь, по данным International Air Transport Association, упали на 1,3–4,6%.