ВЭБ летит в Венгрию

Братья Борис и Александр Абрамовичи лишились единственного иностранного актива – венгерской авиакомпании Malev. Их пакет переходит ВЭБу

Новым собственником венгерской авиакомпании Malev будет ВЭБ, стратегическим партнером – «Аэрофлот», сообщил первый вице-премьер Виктор Зубков по итогам заседания российско-венгерской комиссии (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, в ближайшие 2–3 дня завершится процесс смены собственника Malev. Министр финансов Венгрии Янош Вереш уточнил, что новый владелец – ВЭБ – будет представлен на собрании акционеров авиакомпании во вторник.

Проблемы Malev. Борис Абрамович:

«Все эти разговоры о том, что Мalev – успешная компания, преувеличены. У Мalev очень много проблем... там сокращается персонал. Перевозчик отказывается от длинных рейсов в США, Канаду» (интервью «Ведомостей», октябрь 2008 г.)

Malev

национальный авиаперевозчик Венгрии. Выручка (2007 г.) – $547,7 млн, прибыль – $3,2 млн. Пассажиропоток – 3,12 млн человек (2007 г.).

В 2007 г. братья Абрамовичи стали собственниками 49% акций компании Airbridge Zrt, владеющей 99,95% акций венгерского перевозчика. ВЭБ профинансировал эту сделку – выделил $160 млн под залог акций перевозчика. Братья объявляли, что уже к концу 2008 г. хотят сделать компанию прибыльной и готовы вложить в нее 12 млн евро.

Но летом Абрамовичи потеряли основной бизнес в России: из-за долгов компании альянса «Эйрюнион» не могли рассчитываться с поставщиками топлива, задерживали рейсы и в итоге лишились сертификатов эксплуатанта. Братья перестали исполнять обязательства и перед венграми, знает источник, близкий к ВЭБу (телефоны Абрамовичей и их представителей не отвечали). Эта ситуация обеспокоила венгерское правительство, оно начало переговоры с российскими чиновниками еще в сентябре, говорит он. «Слабый менеджмент прежних владельцев, финансовый кризис заставили нас искать новый подход, – отметил в субботу Зубков. – Сегодня уже определены новые маршруты для [венгерской] авиакомпании не только в Москву, но и в другие города России и на восток, в том числе в Китай».

Менеджмент Malev и «Аэрофлот» ведут переговоры о коммерческом и техническом сотрудничестве, рассказал «Ведомостям» гендиректор Malev Петр Леонов. Это касается соглашений о совместных рейсах и продажи билетов друг друга, а также техобслуживания самолетов Boeing «Аэрофлота» у 100%-ной «дочки» Malev – Aeroplex. По словам Леонова, со стороны «Аэрофлота» никакой финансовой помощи не будет. Ее венгерский перевозчик ждет от ВЭБа. Леонов не знает, о каких суммах может идти речь. Представитель ВЭБа Андрей Мазуров сообщил, что конкретные цифры будут известны лишь после завершения всех юридических процедур.

С представителем «Аэрофлота» связаться не удалось. Но в декабре замгендиректора компании Михаил Полубояринов не исключал, что она возьмет в управление 49%-ный пакет Malev. Правда, для начала ВЭБ должен определиться, сможет ли Malev выжить, оговаривался он. Такой анализ проводится, подтверждает Мазуров.

В 2007 г. Malev получила прибыль в $3,2 млн – впервые за последние несколько лет. Но более поздних данных нет.

Авиакомпания – дорогое удовольствие и непонятно, зачем актив нужен ВЭБу и «Аэрофлоту», отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Для первого это непрофильный актив, для второго – «гиря на шее».