Формула керосина

Чиновники ФАС придумали, как снизить цены на авиакеросин. Они предлагают нефтяникам и перевозчикам заключать прямые контракты с формулой цены, привязанной к мировым котировкам

«Аэрофлот» и «Газпром нефть» еще в ноябре заключили контракт по формуле с котировками Platts. По нему тонна керосина «Аэрофлоту» обходится в 16 000 руб., говорит заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. Но по такой цене перевозчик может заправляться лишь в «Шереметьево». В остальных российских аэропортах «Аэрофлот» не имеет возможности хранить свое топливо, отмечает он. Так, на прошлой неделе тонна керосина в Норильске стоила 41 000 руб., жалуется Кошляков. В таких условиях «формула не живет», категоричен он. Гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко рад бы иметь собственное авиатопливо в аэропортах, но, по его словам, услуга по хранению очень дорога. Сотрудник «Роснефти» добавляет, что формулы не будут работать, если не решить вопрос монополии в аэропортах. ФАС готовит правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов, в том числе ТЗК, отвечает Голомолзин: проект документа уже через неделю будет направлен в правительство. А в отношении услуг хранения и заправки возможно введение госрегулирования цен (см. врез). Представители крупнейших нефтяных компаний и чиновник аппарата правительства от комментариев отказались.

На этой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство предложения по формуле расчета внутренних цен на керосин, рассказал «Ведомостям» замруководителя службы Анатолий Голомолзин. За основу предлагается использовать котировки Platts: для европейской части страны – в Роттердаме, для азиатской – в Сингапуре. Из этих цен будет вычитаться экспортная пошлина и транспортные расходы и прибавляться НДС, уточняет Голомолзин. Также в формуле предусмотрен дифференциал, зависящий от конкретных условий поставки.

Формула актуальна для прямых долгосрочных контрактов между нефтяными компаниями и перевозчиками и будет носить рекомендательный характер, говорит чиновник. Служба предлагает заключать контракты на срок не меньше года, а поводом для пересмотра цены считать изменение котировок Platts на 10–20%, отмечает он.

О необходимости поставлять керосин без посредников авиаторы и нефтяники говорили на октябрьском совещании у вице-премьера Игоря Сечина. По его итогам и была создана рабочая группа для разработки мер, отметил Голомолзин. Он напомнил, что топливный вопрос стал обсуждаться на высшем государственном уровне после того, как дешевеющая нефть никак не отразилась на стоимости керосина (см. график на А1). Летом после жесткой критики премьера Владимира Путина керосин впервые за год подешевел – с максимума на 1,75% до 28 455 руб. за тонну (данные ИАЦ «Кортес» на 1 августа). За полгода цена авиа-ГСМ снизилась почти вдвое (14 498 руб., статистика на 23 января).

Средняя январская цена керосина в Московском авиаузле – 14 500–15 000 руб. за 1 т, говорит замдиректора ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Если использовать формулу ФАС, но без учета дифференциала (о его размере стороны договариваются отдельно), тонна стоила бы 11 500 руб., подсчитал Строков. По его мнению, жесткая привязка к котировкам Platts – не лучший вариант: мировая цена керосина может необоснованно толкать вверх внутрироссийскую. Он предлагает наладить биржевую торговлю, чтобы цена формировалась на основе спроса и предложения именно на российском рынке.