Кто мешает Дерипаске?

Вчера могла решиться судьба «Русснефти»: ФАС обещала, что заявку «Базэла» на ее покупку рассмотрит правительственная комиссия. Но этого не случилось. Версий две: действия чиновников и сложности в переговорах «Базэла» и Glencore

История с «Русснефтью» похожа на комедию, негодует источник, близкий к En+. Бенефициар компании Олег Дерипаска договорился о покупке «Русснефти» у Михаила Гуцериева еще в 2007 г., тогда же структуры «Базэла» подали ходатайство в ФАС (En+ претендует на 100% акций, говорит ее представитель). Но служба тянула: сначала объясняя тем, что акции «Русснефти» арестованы по искам налоговиков (арест снят в декабре 2008 г.), потом – необходимостью получить одобрение комиссии. Собеседник «Ведомостей» уверен, что весь процесс почему-то тормозят сами чиновники. Были слухи, что «Русснефтью» интересуется одна из госкомпаний – «Роснефть», напоминает он (представитель «Роснефти» это отрицает).

«Русснефть»

нефтяной холдинг. Акционеры: «Шэддок трейдинг лтд» (Кипр), ЗАО «Евангелика», «Спектр» (по 20%), «Миланфо» (15,2%), «Млада» (15,1%), ОАО «ИК «Надежность» (9,7%). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): выручка – 119,5 млрд руб., чистая прибыль – 8,8 млрд руб.

Вчера заседала правительственная комиссия по иностранным инвестициям. Предполагалось, что среди прочего она рассмотрит ходатайства En+ (входит в «Базовый элемент») и швейцарского трейдера Glencore на покупку акций «Русснефти». По крайней мере еще в декабре руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев говорил: «Мы рекомендуем им [компаниям] успеть все подготовить».

Но заявка так и не была рассмотрена комиссией, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к En+, и чиновник, участвовавший в заседании. Был подан неполный пакет документов, утверждает госслужащий. Представитель ФАС от комментариев отказался. Представитель En+ недоумевает: его компания еще в начале декабря представила в ФАС документы и никаких дополнительных запросов не получала.

Есть, впрочем, и другая версия – сложности в переговорах между «Базэлом» и Glencore. Ее «Ведомостям» изложили источник, близкий к руководству «Русснефти», и два предпринимателя, знакомых с Дерипаской. У Glencore, которая владеет неконтрольными долями в нескольких «дочках» «Русснефти», было право обменять эти пакеты на акции самой «Русснефти» – до 49,9% (с учетом долга нефтяной компании перед трейдером на сумму свыше $1 млрд, уточняет один из собеседников). Дерипаска договорился с Glencore, что та получит только 25% плюс 1 акция «Русснефти» и около $1 млрд компенсации до конца 2008 г., продолжают собеседники «Ведомостей». Но в срок расплатиться не удалось, теперь En+ и Glencore обсуждают новые схемы, добавляют они. И все их переговоры осложняются еще тем, что Дерипаска для расчетов с Гуцериевым занимал в Сбербанке, которому уже была должна «Русснефть» (суммарный долг получился свыше $4 млрд), и почти 100% акций нефтяной компании в залоге у банка, отмечают источники «Ведомостей», а также бывший сотрудник Сбербанка. Подтвердить эту версию «Ведомостям» вчера не удалось. Представители En+, Glencore и Сбербанка от комментариев отказались.