«АвтоВАЗ» не нанимает

Недостаток средств вынудил «АвтоВАЗ» отправить в марте в частично оплачиваемые отпуска до 14% сотрудников. Это позволит сберечь всего около 150 млн руб.
«АвтоВАЗ» мог бы уволить до четверти персонала, но из-за статуса градообразующего предприятия сделать это не удастся/ Д. Гришкин

Учитесь у акционера. 7,7

машины произвел в среднем каждый сотрудник «АвтоВАЗа» в 2008 г., отмечает аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина. У Renault в 2007 г. этот показатель составил более 19 автомобилей.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Совладельцы – Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» (по 25% плюс 1 акция). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): выручка – 126,627 млрд руб., чистая прибыль – 834 млн руб. Производство: 801 563 автомобиля и машинокомплекта (2008 г., «АСМ-холдинг»).

Об этом «АвтоВАЗ» объявил вчера. Сколько сотрудников уйдет в вынужденный отпуск, в сообщении не говорится. В нем указано лишь, что все они будут получать 2/3 средней зарплаты. Источник, близкий к руководству автозавода, говорит, что в частично оплачиваемые отпуска уйдет около 15 000 человек. Два других сотрудника «АвтоВАЗа» знают, что в отпуск уйдет не меньше 10 000 человек. Столько же было в отпуске и в феврале, знает один из собеседников «Ведомостей». В III квартале 2008 г. на «АвтоВАЗе» работали 104 432 человека. Таким образом, речь идет об отправке в вынужденные отпуска 10–14% сотрудников предприятия.

Кроме того, сокращен и график работы «АвтоВАЗа» в марте. Неотработанные дни и часы тоже будут оплачиваться на две трети, говорится в сообщении «АвтоВАЗа».

Это решение вызвано «необходимостью жесткой экономии затрат на производство при сохранении рабочих мест», сообщил завод. Оно согласовано с профкомом предприятия. Председатель профсоюза АСМ Николай Карагин подтвердил это. Председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев не знает об отпусках, но протестовать он не будет: вынужденные отпуска лучше, чем сокращения, – у людей есть возможность найти подработку.

Продажи «АвтоВАЗа» в январе упали на 38% до 21 900 машин. Завод с трудом распродает товарные остатки более 100 000, накопившиеся к концу прошлого года, а его долг перед поставщиками достиг 15 млрд руб. Завод предложил поставщикам оплачивать 70% долга векселями, но согласились не все – в начале февраля заводу из-за отказа поставщиков пришлось останавливать конвейер.

За III квартал средняя зарплата на «АвтоВАЗе» составляла 21 931 руб. Таким образом, завод сэкономит около 150 млн руб., считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «АвтоВАЗ» – градообразующее предприятие, он не может позволить себе сократить работников, добавляет она. Без этого он мог бы сократить персонал на 20–25%. Но «АвтоВАЗ» может сэкономить до 10–15% за счет оптимизации системы поставок и продаж, управленческих расходов и проч., уверена Сахнова.

ГАЗ и «Камаз» сотрудников во время работы конвейера в отпуска не отправляют, говорят их представители, хотя заводы и работают в сокращенном режиме. Правда, «Камаз» уже уволил около 10% сотрудников.