Цена упущенного клиента

Решение суда о штрафе Telenor на $1,7 млрд за причиненный «Вымпелкому» ущерб базировалось на вызывающем сомнения экспертном заключении. Как стало известно «Ведомостям», эксперты приняли убытки «Украинских радиосистем» за прибыль и не увидели разницы между российским и украинским сотовым рынком

Сумма ущерба. 1,57

млрд долларов составляет упущенная рыночная стоимость «Вымпелкома»

159,83

млн долларов составляет упущенный чистый доход «Вымпелкома» Источник: решение Восьмого арбитражного апелляционного суда

ОАО «Вымпелком»

оператор мобильной и фиксированной связи. Обслуживает 61,75 млн сотовых абонентов в России и странах СНГ. Акционеры – Altimo (44% голосующих акций), Telenor (29,9%), 24,3% торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. Капитализация – $5,13 млрд. Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г., US GAAP): выручка – $7,51 млрд, чистая прибыль – $1,34 млрд.

Telenor

норвежский телекоммуникационный холдинг. Обслуживает более 150 млн абонентов мобильной связи в 12 странах. В частности, владеет 29,9% голосующих акций «Вымпелкома» и 56,5% крупнейшего на Украине сотового оператора «Киевстар». Крупнейший акционер – правительство Норвегии (53,97%). Капитализация (Фондовая биржа Осло) – $7,9 млрд. Финансовые показатели (2008 г., рассчитаны исходя из курса на 1 января 2009 г.): выручка – $15,8 млрд, чистая прибыль – $1,9 млрд.

Ведомости» ознакомились с копией экономической экспертизы, проведенной ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (ЦНЭС) по запросу Арбитражного суда Ханты-Мансийска, который в августе 2008 г. удовлетворил иск Farimex (называет себя владельцем 0,002% «Вымпелкома»), признав Telenor виновной в препятствовании выходу «Вымпелкома» на Украину. Норвежская компания обжаловала это решение в Восьмом арбитражном апелляционном суде в Омске, но тот 20 февраля лишь снизил сумму ущерба, которую Telenor должна возместить «Вымпелкому», с $2,8 млрд до $1,73 млрд.

Согласно экспертизе, размер ущерба складывается из величины, на которую увеличилась бы рыночная стоимость акций «Вымпелкома» в случае его выхода на украинский рынок 2 ноября 2004 г. (начало обсуждения украинской сделки), и недополученных доходов от упущенных клиентов на Украине. Омский суд посчитал, что «Вымпелком» мог выйти на Украину лишь 1 августа 2005 г.

– украинский антимонопольный комитет разрешил ему приобрести УРС только в июле 2005 г. Поэтому суд изменил количество «недополученных» абонентов, исходя из того, что «Вымпелком» мог занять 12% рынка Украины, с 5 063 758 до 3 962 271.

Недополученные доходы эксперты ЦНЭС рассчитывали как произведение числа упущенных клиентов на годовой чистый доход на одного абонента. Они разделили чистую прибыль УРС и «Вымпелкома» на число их абонентов и получили схожие цифры ($22,53 и $23,09), которые использовали в дальнейшем. Но УРС была на тот момент убыточной – эксперты приняли чистый убыток за чистый доход. Суд признал это, но решил, что «из экспертного заключения <...> не следует, что указанные сведения <...> повлияли на конечный вывод экспертов».

Рассчитывать недополученную прибыль исходя из того, сколько чистой прибыли приносит в среднем каждый абонент «Вымпелкома», основные операции которого приходятся на Россию, некорректно, уверен ведущий оценщик «Финэкспертизы» Павел Михалев, ведь у украинского рынка своя специфика. Так, согласно данным МТС за 2007 г., среднемесячный счет абонента (ARPU) компании в России составлял $9,2, а на Украине – $6,6. «Недополученная» рыночная стоимость может принести убыток только акционерам компании, но не ей самой, добавляет партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Григорий Чернышов, представляющий интересы Telenor.

Один из авторов экспертизы – заместитель гендиректора ЦНЭС Кирилл Кулаков и представитель Farimex отказались от комментариев.

Telenor уже обжаловала решение омского суда в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа в Тюмени. Кассационная инстанция рассматривает лишь, насколько правильно суд применил нормы закона, предупреждает партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. Он сомневается, что этот суд согласится рассматривать новые доказательства и справедливость экономической экспертизы.