Катапульта для Окулова

Министр транспорта Игорь Левитин признался, что намерен сменить гендиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова. Потенциальный преемник – первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев

«Я сделал ему [Окулову] предложение занять пост замминистра транспорта, ответа пока нет», – заявил Левитин (цитата по «Интерфаксу»). На пост гендиректора «Аэрофлота» рассматривается несколько кандидатур, в том числе первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев, отметил чиновник. Савельев выдвинут государством в совет директоров «Аэрофлота». Министр не уточнил фамилии других претендентов, а также когда будет решен кадровый вопрос. Источник, близкий к правительству, предложил «подождать две недели». 25 марта состоится совет директоров авиакомпании. Но будет ли на нем решаться судьба Окулова, собеседник «Ведомостей» не говорит.

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток – 11,6 млн человек (2008 г., с учетом «дочек»). Акционеры: 51% – у государства, около 30% – у Национальной резервной корпорации. Капитализация – $988,4 млн (РТС). Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2008 г.): Выручка – $3,58 млрд, Чистая прибыль – $152 млн.

Окулов подтвердил «Ведомостям» факт предложения от Левитина. Надо оценить последствия, отметил Окулов, ведь «Аэрофлот» «не какой-то проходной этап в жизни, а моя жизнь». Дозвониться до Савельева не удалось. Представитель «Системы» от комментариев отказался.

Старший штурман-наставник, зять Бориса Ельцина Валерий Окулов возглавил «Аэрофлот» в 1997 г. Он вывел компанию из-под влияния Бориса Березовского, чьи ставленники тогда фактически управляли «Аэрофлотом». В 2000 г. компания впервые получила прибыль по международным стандартам – $8,6 млн против $59,6 млн убытка годом ранее. В 2004 г. компания вошла в авиаальянс SkyTeam. Правда, существенный взнос в копилку «Аэрофлота» приносят транссибирские роялти, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Это примерно $300 млн ежегодно.

Но в последнее время Окулова преследуют неприятности: на год сдвинут запуск терминала «Шереметьево-3», провалились все попытки приобрести конкурентов как в России, так и за рубежом. Сахнова добавляет, что команда Окулова недооценила кризис. «Аэрофлот» не отказался от ранее заказанных самолетов Airbus. При спаде пассажиропотока компания в них уже не нуждается, отмечает Сахнова.

Но тогда надо менять Окулова на более сильного менеджера из авиабизнеса, каковым Савельев не является, отмечает председатель совета директоров НРК Александр Лебедев. Если Окулова и уволят, то не за недостатки в работе – он «из другой команды», резюмирует бизнесмен. Заявление Левитина, скорее всего, один из способов давления на Окулова. Но тот будет сопротивляться. Окулов «упрямый и не очень боязливый», считает Лебедев.

Видимо, Окулов согласится уйти, полагает источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Впрочем, не факт, что именно Савельев возглавит «Аэрофлот». Премьер-министр Владимир Путин в кадровых вопросах предпочитает сохранять интригу до самого конца, рассуждает Сахнова.