Компания недели: «Атон»


В то время как инвестбанки ведут отчаянную борьбу за выживание на в разы сократившемся рынке, основатель «Атона» Евгений Юрьев задумал воссоздать свой бизнес.

Все новое – это, как известно, хорошо забытое старое. В случае с «Атоном» – хорошо проданное. В декабре 2006 г. итальянский Unicredit заплатил за его институциональный и международный бизнес $424 млн, или более 4 капиталов.

Интернет-брокера, управляющую компанию и бренд «Атон» Юрьев с партнерами оставил себе. На их базе он и будет строить новый инвестиционный банк «Атон».

Это происходит спустя полгода после того, как стал популярным тезис о том, что инвестбанковский бизнес в чистом виде обречен на вымирание, как динозавры. Уже ушла в прошлое «большая пятерка» американских инвестбанков, все меньше их остается и в России. «Ренессанс капитал», «Метрополь»... по большому счету, пожалуй, все. «Тройка диалог» получит от Standard Bank банк с капиталом $100 млн.

Инвестбанки вымирают потому, что не имеют доступа к деньгам, выделяемым на спасение финансовой системы. Ради них стал коммерческим банком Goldman Sachs и нашли покупателей Merrill Lynch и Morgan Stanley. Чтобы получить доступ к рефинансированию в ЦБ, «Тройка» готовилась капитализировать свой банк. Кого подвели рискованные инвестиции, кого – проблемы клиентов и контрагентов, но без доступа к ресурсам инвестбанкам было не устоять.

У «Атона» нет такой гири на шее и, следовательно, нужды в крупном банке. У интернет-брокера не было собственной позиции, он не был крупным игроком на рынке репо. А у Юрьева, выручившего от сделки с Unicredit не менее $300 млн, наверняка есть средства на развитие инвестбанка.

Для этого сейчас самое время. Инвестбанк – это прежде всего команда и бренд. Кризис создал прекрасные условия для найма людей, а слово «Атон», бывшее одним из символов нашего фондового рынка, не успело забыться.

Конечно, бизнес стал другим. Объемы торгов упали в разы, а об IPO на некоторое время можно забыть. Зато предстоят реструктуризация долгов и передел собственности, т. е. слияния и поглощения.

В прошлый кризис «Атону» удалось превратиться из бутика в полноценный инвестбанк. На этот раз перестраиваться не придется. Но хватит ли новому игроку места на сжавшемся рынке, откуда на этот раз не ушли западные гранды?

Кстати, некоторые современники динозавров дожили до наших дней.