Режим для отстающих

Правительство придумало, как поощрять самые слабые регионы. Эксперты ожидают нулевого эффекта
С. Николаев

«Минрегион закончил разработку проекта закона о зонах территориального развития (есть у «Ведомостей»). Он разослан на согласование в другие ведомства, сказал представитель Минрегиона.

Вице-премьер Дмитрий Козак в конце прошлого года говорил, что закон о территориальных зонах – важный элемент регионального развития России: зоны помогут сократить социально-экономические различия регионов благодаря формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Проект предполагает создание «специальных правовых режимов для <...> предпринимательской и иной экономической деятельности на территориях указанных зон». Это значит, что компаниям и индивидуальным предпринимателям может быть предоставлен особый налоговый режим, бюджетные ассигнования из инвестфонда, госгарантии по кредитам, бюджетные субсидии и упрощенный порядок предоставления земельных участков. Спецрежим может быть распространен также на строительство энергетических и транспортных объектов федерального значения.

Зоны территориального развития должны быть созданы по инициативе высших органов госвласти субъектов (не указано, какой именно орган власти) с разрешения федерального правительства на срок от пяти до 20 лет. Каждая зона должна регулироваться региональным законом.

Спецзону можно создать в депрессивном регионе с плохими показателями. Низкими должны быть доля занятых в экономике, уровень расчетной бюджетной обеспеченности, среднегодовые темпы производства в промышленности и сельском хозяйстве, отношение среднедушевых денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Высокими должны быть смертность в трудоспособном возрасте, безработица, удельный вес ветхого и аварийного жилфонда; коэффициент миграционного прироста – либо нулевой, либо отрицательный, говорится в проекте.

Зону можно создать не только на территории субъекта, но и на территории одного или нескольких муниципальных образований. Для них условия диаметрально противоположны: они должны быть лидерами в регионе по объемам производства, инвестиций и показателям уровня зарплаты. Точные критерии для регионов и муниципалитетов должны быть утверждены правительством, говорится в проекте. По словам разработчика проекта, под спецрежимы могут попасть 19 регионов, в основном речь идет о Кавказе и Дальнем Востоке.

Несколько субъектов Федерации объединяться в одну спецзону не могут. Создание территориальной зоны не препятствует созданию особых экономических зон, объяснено в проекте.

Не все виды экономической деятельности впишутся в специальный правовой режим: добыча сырой нефти и природного газа, производство подакцизной продукции (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей), оптовая и розничная торговля, ремонт, деятельность гостиниц и ресторанов, финансовая деятельность, соцстрахование, госуправление и обеспечение военной безопасности.

Министр экономразвития и торговли Кабардино-Балкарии Алий Мусуков рад появлению инициативы федеральных властей: «Мы уже лет 10 просим центр создать для депрессивных регионов механизмы для развития ускоренными темпами». По его словам, из предложенного перечня стимулирования Кабардино-Балкарию интересуют все меры в совокупности и не налоговые льготы, а доступ к средствам инвестфонда. Губернатор региона-донора удивлен, почему федеральная власть настроена помогать депрессивным регионам, а не поощрять развитие интересных для инвесторов территорий. Надо поддерживать сильные регионы, за развитием которых потянутся слабые, согласна Наталья Зубаревич из Института социальной политики: «Эффекта от закона не будет, будет просто пшик».

Депутат Госдумы Александр Коган, входящий в комиссию разработчиков, говорит, что логика законопроекта – не в создании офшорных зон, а в поддержке инвестиций в слаборазвитых регионах.

Эксперт, знакомый с проектом, сомневается в его эффективности: он может сработать, только если туда будет закачан большой объем бюджетных средств на развитие инфраструктуры, чего в связи с кризисом не сделают. Чиновник Минфина отрицательно относится к проекту: «Мы так долго убирали налоговые спецрежимы для регионов, что не видим особого смысла туда возвращаться».